"В школе сказали сдать на газеты 45 рублей". Учителя жалуются на "принудительную подписку"
«Завуч на днях сказала сдать на подписку 30 рублей, — обратилась в редакцию TUT.BY учительница одной из школ Московского района Минска. — Но почему я должна платить за газеты и журналы, которые не читаю?! А ученикам мне как объяснить, что им обязательно нужно выписать «Вясёлку» и «Юный спасатель»?
Татьяна просит не указывать ее фамилию. В школе она работает уже 15 лет, и каждый год, говорит, в мае и ноябре они с коллегами сдают деньги на подписку.
— Раньше хотя бы можно было выписать издание, которое тебе необходимо. И сделать это самостоятельно, — говорит педагог. — Теперь мы сдаем деньги заместителям директора лично в руки. Издания дорожают, поэтому суммы из года в год растут. Например, в 2015-м дети сдавали по 3 рубля, сейчас — по 4.
По словам педагога, руководство школы объясняет, что данная инициатива — «распоряжение Комитета по образованию Мингорисполкома».
— Якобы идет все это на государственном уровне, — продолжает она. — Документы учителям, естественно, никто не показывает. Причем, подается это под тем соусом, что вам, мол, выдают деньги на методическую литературу. Поэтому, будьте добры. Но на минуточку, на «методички» я получаю 4 рубля 47 копеек в месяц. Это 53 рубля 64 копейки в год, а на газеты просят отдать 60 рублей в год. Получается, ту литературу, которая мне действительно нужна, я приобрести не в состоянии.
— Список мне выдали, но откуда он, не написано, — продолжает другая педагог, которая уже несколько лет подряд занимается подпиской в одной из школ Ленинского района Минска. — Суммы на подписку каждые полгода растут: в прошлом мае это было 42 рубля, сейчас 45.
По словам педагога, процедура с подпиской в их школе проходит так:
— В списке, который я получила, значится 16 наименований изданий для ведомственной (на школу — TUT.BY) подписки и около 10 индивидуальной. по первой части списка нужно выписать 30 экземпляров на полгода, по второй — 35. В перечнях «СБ», «Рэспубліка», «Минский курьер», «Звязда», «Здоровье плюс», «7 дней», «Настаўніцкая газета», «Родная школа» и другие. Если с ведомственной все понятно, то с индивидуальной есть моменты. В коллективе у нас чуть более 60 педагогов, а индивидуальной на полгода требуется 35 экземпляров. Можно, конечно, больше. Чтобы не переплачивать и избежать конфликтов, мы с коллегами договариваемся: в первом полугодии «индивидуалка» идет одной половине, во втором — другой.
Собеседница говорит, люди были бы не так критично настроены к подписке, если бы выписывали газеты, которые им нужны по работе. В пример приводит «Настаўніцкую».
— Мне еще ни один педагог не сказал, что не хочет ее выписывать. Но вот например, дефектологам нужен журнал «Спецыяльная адукацыя». Педагог может его выписать, но уже после того, как сдаст мне 45 рублей, — продолжает педагог. — Больше всего учителей возмущает, почему они должны выписывать журнал «Армия» и газету «Во славу Родины». Это же военные издания. Они меня постоянно спрашивают, а выписывают ли военные нашу «Настаўніцкую»?
Ученики, рассказывает собеседница, также должны сдавать деньги на подписку.
— Сейчас в нашей школе это 3 рубля 50 копеек, — объясняет она. — На класс выписывается несколько экземпляров, например, газет «Знамя юности» или «Юный спасатель».
«Никто не может заставить на что-то подписаться»
В Комитете по образованию Мингорисполкома TUT.BY сообщили, что никаких списков с изданиями никуда не направляют. На вопрос об обязательной подписке в ведомстве ответили официально:
— Педагогам в силу своей профессиональной деятельности необходимо владеть информацией о событиях, происходящих в профессиональной сфере, общественной, политической и экономической жизни страны. Именно поэтому им и необходимо выписывать общественно значимые периодические издания.
В Комитете отметили, что библиотеки учреждений образования Минска комплектуются в соответствии с рекомендациями Министерства образования и финансируются из бюджета.
— Подписка на периодические издания для учащихся обусловлена необходимостью использования печатных материалов при проведении информационно-воспитательных часов, — сообщают специалисты. — Классные руководители и учителя-предметники, используя газеты и журналы, прививают обучающимся навыки культуры чтения и умения работать с печатными материалами.
В ведомстве отметили: «Подписка должна осуществляться на добровольной основе с учетом интересов детей и финансовых возможностей родителей».
— В ряде учреждений образования практикуется создание классного фонда печатных изданий для общего пользования по согласованию с родительским комитетом, — уточнили TUT.BY.
— Но педагоги не понимают, зачем им газета «Во славу Родины».
— В 10 и 11 классах всех учебных заведений есть курс «Начальная военная подготовка», — говорит Надежда Великая, замначальника отдела воспитательной и идеологической работы комитета по образованию Мингорисполкома. — Я считаю, газета «Во славу Родины», как и «Настаўніцкая», должна быть настольной книгой, ведь это составляющая военно-патриотического воспитания.
— Ну, а как быть с учениками? Не все родители хотят сдавать по 3 рубля 50 копеек на подписку.
— Дети выписывают «Зорьку», «Юный спасатель». «Зорька» — это единственная газета для пионерии. Она издается с 1945 года. «Юный спасатель» — газета МЧС, что в ней плохого? В этих изданиях проводится много конкурсов, в которых дети с удовольствием участвуют. Нам нужно делать что-то, чтобы ученики не сидели в интернете, чтобы читали. Нужно приучать их читать, писать и публиковаться.
В Комитете по образованию Мингорисполкома также рассказали, что подпиской занимается главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома. Там за комментарием посоветовали обратиться в пресс-службу.
— Я не считаю предосудительным, если школа или любая другая организация выпишет экземпляр «СБ» или «Рэспубліки», ведь это наши республиканские газеты. Тоже и с «Настаўніцкай» — раз это издание для учителей, они должны ориентироваться в вопросах педагогики, — поясняют свою позицию в пресс-службе ведомства.
— Учителя возмущаются, почему дважды в год они должны сдавать по 30−45 рублей на подписку из своего кармана.
— Я впервые такое слышу. Если речь идет об индивидуальной подписке, учителя должны сами решать, подписываться или нет, и на какое издание. Никто их не может заставить на что-то подписаться.