"В сарае холоднее, чем на улице". В Быховском районе работники фермы добились смены руководителя
«Телята стоят в снегу, в сарае — холоднее, чем на улице. Просим руководителя отремонтировать крышу, а в ответ слышим, что от свежего воздуха еще никто не умирал. Услышьте нас и помогите». Сотрудники опубликовали в соцсети жулобу на и.о. директора. Облисполком пообещал сменить руководителя.
Сотрудники фермы в деревне Красный берег Быховского района опубликовали в соцсети не жалобу — крик о помощи. Говорят, от безысходности — их никто не слышит. И в первую очередь — руководитель, и. о. директора ОАО «Быховрайагропромтехснаб» Ева Ковзик, которая руководит также двумя фермами, принадлежащими организации.
— Еще пару месяцев — и нам, простым рабочим, будет некого смотреть, так как весь скот падет из-за голода и холода, — говорят работники фермы, которые переживают не столько из-за зарплаты, сколько из-за маленьких телят.
Их в сарае с дырявой крышей — около двухсот. Возраст — от месяца и старше. Кормить малышей нечем — корм наполовину сгнил, говорят сельхозработники.
Жалоба губернатору: «Обратите снимание на халатность»
Работники фермы — около 40 человек — в начале октября написали коллективную жалобу на электронную почту Могоблисполкома, в которой попросили главу региона Владимира Доманевского «обратить внимание на халатность и бесхозяйственность руководителя ОАО „Быховрайагропромтехснаб“».
По их мнению, за время работы Ковзик «организация практически обанкротилась». На ферме отвес крупного рогатого скота составил 110 тонн, среднесуточные надои упали в 2 раза — с 13,5 до 7−7,5 литров с одной коровы. Упомянули также о том, что 700 тонн заготовленных грубых кормов были только для отчетности на бумаге, что подтвердила проверка ОБЭП. В реальности же корма было 200 тонн, из них качественного — лишь 60 тонн, которых не хватило бы «и телятам по праздникам». В большинстве сенажных ям корм сгнил — их слишком долго закладывали, объяснили сельхозработники. По их словам, это произошло «из-за халатности руководителя, который не обеспечил вовремя топливом и запасными частями».
В жалобе написали также о том, будто Ковзик заставляла работников вносить ложные данные в отчетные документы и грозила увольнением за непослушание. О том, что сараи к зиме не подготовлены, и коровы круглосуточно находятся в поле. Что на сельхозтехнике «страшно работать, так как на машинах резина вся износилась до такой степени, что видна проволока на резине, в кабинах дыры огромные».
Манерой общения руководителя подчиненные также недовольны и «за сентябрь 2016 года на нее уже дважды вызывали милиции по поводу оскорбления».
40 сотрудников организации попросили Доманевского уволить руководителя:
«Мы уже не знаем куда нам обращаться, пожалуйста помогите нам не остаться без работы, потому как под руководством такого директора нам скоро не будет где работать […] Не оставьте нас простых людей без внимания, ведь у нас у всех дети. Мы не верим, что никто не может найти на Ковзик Е.Н. управу. Ведь такое не должно остаться безнаказанным. […] Почему то все покрывают „делишки“ такого руководителя. Мы позвоним, попросим помощи, а на утро Ева Николаевна начинает выяснять, кто звонил и увольняет с работы, да еще и умудряется задними числами» (орфография и пунктуация сохранены. — TUT.BY).
Также сотрудники фермы выслали на электронную почту облисполкома фото гниющего зерна нового урожая. Чиновники ответили, что в отношении руководителя проводится проверка.
Проверка Минсельхозпрода: руководителя уволить
В начале октября на ферму приехала проверка из Министерства сельского хозяйства — тоже по следам коллективной жалобы. По словам сотрудников фермы, проверяющие говорили, что такого не видели за 20 лет работы. Например, годовалый теленок выглядел как трехмесячный, так как недоедал практически с рождения.
— Ферма в деревне Красный берег находится в 20 км от деревни Лудчицы, где есть еще одна ферма. Сегодня муку привезли — неделю не возят, телята голодают. На данный момент они вообще без воды стоят. Что люди могут ведрами принести, носят — коммуникации повреждены, — с отчаянием говорят сотрудники фермы, которым просто жалко животных.
К слову, результаты проверки Минсельхозпрода, направленные в Могилевский облисполком, датированы 12 октября.
Вот лишь некоторые выдержки из девятистроничного документа:
«Ковзик не компетентна в вопросах ведения сельскохозяйственного производства, в связи с чем ее управленческие решения […] приводили к причинению материального ущерба»;
«установлен факт порчи кормов (на момент посещения сгнило порядка 70 тонн силоса из сурепицы»;
«из-за отсутствия ветврача не проводилось своевременное лечение заболевших телят. […] в клетке был обнаружен труп теленка. […] у телят отсутствовала подстилка»;
«не проводилась дезинфекция от насекомых (мух). Клетки от навоза и навозной жижи не очищены»;
" […] годами не вывозятся на поля органические удобрения. […] вблизи ферм жидкая фракция навоза растеклась по пахотным землям";
«трупы животных […] закапывались в вырытые вблизи животноводческих ферм ямы. […] около ям и скотомогильника разбросаны останки трупов павших животных (головы, конечности, ребра и т.д.);
«возле скирд сена […] находился разложившийся труп лисы».
Проверяющие отметили антисанитарию, в том числе в доильном оборудовании, скудный рацион животных. Заметили и то, что к весам для взвешивания скота привязан камень — для утяжеления. Сельхозтехника была в не менее плачевном состоянии, чем скот.
В справке есть объяснение, что Ева Ковзик — 66-летняя пенсионерка. С 16 декабря 2014 года она является и. о. директора ОАО «Быховрайагропромтехснаб» и с 1 февраля 2012 года — начальником цеха деревообработки ОАО. Причем контракт в последнем случае заключен на 5 лет. В большом списке предложений Минсельхозпрод рекомендовал «рассмотреть вопрос об освобождении от занимаемой должности и. о. директора Ковзик Е. Н.».
Ева Ковзик: «Ничего страшного нет»
То, что коровы и телята, стоят в сарае без крыши, руководитель не отрицает. Объясняет, что часть крыши снесло ветром около недели назад. Ее временно накрыли тентом и рубероидом 1 декабря — на следующий день после того, как сотрудники фермы пригласили на место журналистов и предупредили об этом Ковзик.
— Шифер закупили, доски привезли. Будем перекрывать по мере возможности, — сказала Ева Николаевна. — Снесло небольшой участок крыши, но отремонтировать сразу не могли — не было материалов, не за что было купить. Крыша была тентованной. В Лудчицах крыша шиферная, она от ветра не пострадала.
В том, что телята и коровы неделю находились под открытым небом, Ковзик не видит «ничего страшного», так как крыша была повреждена «кусочками». Корма у скота достаточно, считает и. о. директора: «где-то за 30 кормовых единиц на условную голову — и силос, и сено, и сенаж, и зерно, и кукурузы убрали, и соломы много».
То, что на полях остался урожай, руководитель отрицает — говорит, все убрали. А зарплаты сотрудников ферм, говорит, полностью зависят от надоев и привесов: «нет молока — нет зарплаты». При этом в «Быховрайагропромтехснабе», по словам Ковзик, средняя зарплата составляет 390 рублей.
1 декабря — в то время, когда перекрывали крышу, — ферму в деревне Красный берег посетил и зампредседателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома Андрей Кожемякин. По его словам, Еву Ковзик уволят:
— В ближайшее время руководитель в хозяйстве будет заменен. Подходящую кандидатуру уже подобрали.