БелАЭС: как будем считать риски?
Строительство АЭС в Беларуси – вопрос из сферы политики, а не экономики. Целью возведения Островецкой АЭС в Беларуси может быть и продажа электроэнергии в страны ЕС, против чего выступают европейские эксперты. В любом случае встанет вопрос о захоронении ядерных отходов, ведь воздействие радиации растягивается на тысячелетия, и пока ни у кого не было возможности проверить последствия такого захоронения.
Об этом в комментарии корреспонденту БДГ рассказал профессор, академический директор программы MBA Energy Management Венского университета экономики и бизнеса (WU Executive Academy) Йонас Пук (Jonas Puck). При этом он не исключил, что целью возведения станции может быть продажа электроэнергии в страны ЕС.
Беседа проходила 3 ноября в ходе пресс-тура журналистов Центральной и Восточной Европы в WU Executive Academy в Венском университете экономики и бизнеса.
Профессор признался, что не любит технологии, которые «кажутся очень безопасными, но в случае каких-либо непредсказуемых ситуаций их негативный эффект контролировать невозможно».
При этом он привел в пример аварию на японской АЭС в Фукусиме в 2011 году. «Я был чрезвычайно напуган, поскольку авария показала, что человечество не может до конца контролировать ядерные технологии. Да, АЭС производят очень дешевую энергию. Да, это кажется идеальным решением. Но есть и обратная сторона», – подчеркнул он.
С одной стороны, по словам профессора, у ядерной энергетики риски аварийности одни из самых низких, поскольку за все время эксплуатации зафиксировано лишь несколько инцидентов на АЭС. «Но если посмотреть на серьезность возможных последствий от одной единственной аварии, то атомная энергетика окажется одной из наиболее смертоносных», – считает Йонас Пук.
«Кто-то может согласиться на такой риск, поскольку вероятность серьезной аварии очень маловероятна. Но если она все-таки случится, справиться с ней мы не сможем. Поэтому сторонники другого уровня оценки риска предпочитают отказываться от ядерной энергетики. Это то, что сделала Германия (АЭС в Германии должны быть закрыты до 2022 года – М.Г.). Я лично являюсь сторонником избегания рисков, с которыми мы не сможем справиться», – добавил собеседник.
При этом он признал, что есть люди, которые выступают за ядерную энергетику, в том числе его коллега по WU Executive Academy, бывший генеральный секретарь ОПЕК Аднан Шихаб-Эльдин является ярым сторонником ядерной энергетики.
«Все дело в том, как вы оцениваете риски. Это больше математический вопрос. Другой вопрос, с которым мы сталкиваемся в ситуации с АЭС, – это что мы будем делать с ядерными отходами? Сегодня мы пытаемся захоронить их в надежде, что радиация никогда больше не проявится на поверхности. Мы можем сделать это довольно безопасным способом. Но воздействие радиации растягивается на тысячелетия, и пока ни у кого не было возможности проверить последствия такого захоронения», – отметил Йонас Пук.
Напомним, в Беларуси строительство АЭС планировалось с 2006 года, эксперты расценивают это строительство по-разному. Дело в том, что в процессе возведения объекта, об успешности которого рапортуют чиновники, происходят различные инциденты, что говорит все же о неподготовленности специалистов.
Не так давно произошло обрушение опалубки при заливке потолочного перекрытия одного из бытовых помещений, затем упала кассета с баллонами и самое серьезное происшествие – падение 330-тонного корпуса реактора с высоты от двух до четырех метров.
В сентябре замминистра энергетики Беларуси Михаил Михадюк заявил журналистам, что стресс-тесты Белорусской атомной электростанции будут проведены в декабре.
Напомним, реактор упал при перемещении Белорусской АЭС, что произошло в конце июля нынешнего года. После ээтого инцидента экологи утверждали: случай говорит о том, что строить далее БелАЭс нельзя.
Инцидент вызвал резонанс в широких кругах населения. Президент Беларуси Александр Лукашенко был возмущен распространившейся информацией, он заявил, что реактора на объекте еще нет, а есть только корпус. Однако если у корпуса есть «хоть малейшие повреждения», то Беларусь откажется от него немедленно», сказал он.
И 1 ноября в Беларусь с Росатома был отправлен новый реактор.
Ранее сообщалось, что радиоактивные отходы, которые будут накапливаться в процессе эксплуатации БелАЭС, будут храниться в Беларуси – на территории станции в специальном корпусе. Об этом заявлял главный инженер Дирекции строительства атомной электростанции Анатолий Бондарь. По его словам, проектом просчитано хранение радиоактивных отходов в течение более 10 лет. Отработанное же топливо будет вывозиться в Россию.
Справка
Белорусская атомная электростанция строится по типу АЭС-2006. Стройплощадка расположена у северо-западной границы Беларуси в 18 километрах от города Островец Гродненской области. Согласно планам, первый блок АЭС должен быть введен в 2018 году, второй – в 2020 году.