Когда у работы есть результат

Источник материала:  

Ноябрь — тот месяц, во время которого старшекурсники Военной академии получают задание на выполнение дипломных работ (проектов). По сути, данные работы — итог многолетнего обучения каждого курсанта по его специальности. А отдельные дипломные проекты являются для их авторов путёвкой в серьёзную научную деятельность.Откуда же берутся темы дипломных работ? Насколько они практичны, как часто используются в образовательном процессе и в войсках?

На эти вопросы нашему корреспонденту ответил начальник группы организации учебной деятельности и учебно-методической работы учебно-методического отдела Военной академии подполковник Андрей Павлющик.


— Андрей Александрович, на страницах нашей газеты тема дипломных работ курсантов поднималась довольно давно. Не могли бы вы рассказать об основных моментах, связанных с их написанием?

— Начну с того, что темы дипломных работ курсантов разрабатываются на кафедрах еще до начала учебного года. Причем эти темы согласовываются с командирами структурных подразделений Министерства обороны, офицерами из воинских частей, проще говоря — с нашими заказчиками. В сентябре издается приказ начальника академии об утверждении тем дипломных работ. В течение октября назначаются их руководители.

— Хватает ли тем на всех курсантов или некоторые темы дублируются?

— Конечно, хватает. Скажу больше — как правило, тем дипломных работ (проектов) процентов на 25–30 больше. Так что у курсантов имеется выбор.

В ноябре они получают задание на выполнение дипломных работ (проектов). К слову, еще три года назад такое задание каждый курсант получал лишь в начале нового года, в январе — феврале. Ну а в 2013 году было принято решение знакомить обучаемых с темой дипломных работ заранее — до прохождения войсковой стажировки, чтобы они начинали набирать определенный материал, будучи в войсках.

— Насколько я помню из своего обучения, существуют сроки выполнения определенной доли дипломной работы — 25, 50, 75, 100 %…

— Это так. Сроки выполнения этих частей дипломной работы контролируют и их руководители, и командование каждого факультета.

— Бывает ли так, что курсанты завершают выполнение всей дипломной работы досрочно?

— Как правило, 10 процентов курсантов досрочно выполняют свою работу. Причем у них иногда бывает выполнено 100 процентов работы в то время, когда у остальных сделана еще половина. В данном случае речь в большинстве своем идет о тех курсантах, которые принимают активное участие в научной работе и выступают со своими дипломными проектами на различных конференциях.

— А каков порядок защиты дипломной работы после ее написания?

— Во‑первых, после написания курсантом работы на нее пишет отзыв руководитель, происходит предварительная защита на кафедре. Во‑вторых, на работу пишется рецензия. Рецензентами у курсантов выступает профессорско-преподавательский состав, а также заказчики — те же командиры подразделений и частей (к примеру, дивизионов, если речь идет о факультете ракетных войск и артиллерии и ракетно-артиллерийского вооружения или о факультете противовоздушной обороны). После непосредственной защиты дипломной работы, получения за нее оценки создается протокол рассмотрения данной работы. Комиссия, присутствующая на защите, может рекомендовать реализовать эту работу или проект в образовательном процессе или рекомендовать ее для использования в войсках.

— Мы подошли к главному вопросу: сколько дипломных работ курсантов имеют практическую направленность и непосредственно используются — в том числе для обучения других курсантов или военнослужащих Вооруженных Сил, для облегчения определенных процессов и процедур, для экономии материальных средств, энергии?

— Дело в том, что существует такое понятие, как акт реализации дипломных работ. Есть и показатель того, насколько работы реализуются — в процентном выражении. Так вот, в этом году мы достигли 92,4 % реализации дипломных работ курсантов — выпускников 2015 года. В основном они используются в образовательном процессе, но есть и работы, которые значительно помогают военнослужащим в войсках. Речь идет в том числе об обучающих и тестирующих программах по изучению образцов военной техники и вооружения и по порядку работы на этой технике.

Отмечу, что в последние годы значительно повысилось качество разработки дипломных проектов — они становятся лучше, носят более прикладной характер.

— Может быть, назовете конкретные примеры таких работ, активно используемых в Военной академии и в войсках?

— Дело в том, что многие работы носят специфический характер, они разработаны для конкретных специалистов, а потому далеко не все читатели газеты смогут понять по названию работы, о чем идет речь. Возьмем, к примеру, дипломную работу, которая называется так: «Методика структурно-параметрического синтеза широкополосных согласующих устройств для перспективных радиостанций». Ее результаты рекомендуются к применению в организациях, занимающихся разработкой новых и модернизацией соответствующих образцов радиоэлектронной техники. Экономический эффект от практической реализации основных результатов этой дипломной работы может быть получен в виде повышения эффективности радиосвязи после соответствующей модернизации радиостанций типа Р‑181.

— А если говорить о непосредственном применении дипломной работы в образовательном процессе?

— В качестве уже реализованной работы могу привести в пример дипломный проект курсанта Кедринского — «Разработка устройства проверки технического состояния узлов и блоков ПСНР‑5 с использованием контрольно-диагностического комплекса «Вектор М15‑М». Здесь в принципе уже по названию понятно, что курсант разработал устройство, позволяющее диагностировать блоки и узлы определенной станции. Данная работа внедрена в образовательный процесс кафедры устройства и эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения, используется при проведении ремонтно-эксплуатационной практики с курсантами факультета на 4‑м курсе.

— Вы упомянули о том, что в процессе появления на свет дипломной работы определенная роль отводится и заказчикам.

— Так и есть. К нам ежегодно поступают заявки из войск с просьбой, к примеру, усовершенствовать уже существующие устройство или программу, создать что-либо для облегчения процесса работы на определенной технике. Это и логично — дипломные работы должны носить прикладной характер, учитывать потребности военнослужащих Вооруженных Сил в том или ином направлении, проще говоря, помогать личному составу воинских частей и соединений выполнять задачи по предназначению.

В качестве примера могу привести разработанное курсантом Пчелинцевым приспособление для расснаряжения патронных лент к 14,5‑мм крупнокалиберному пулемету Владимирова танковому. Оно активно используется в наших Вооруженных Силах, позволяет повысить уровень безопасности при обращении с пулеметом КПВТ и обеспечить его правильную эксплуатацию.

— Насколько мне известно, одна тема дипломной работы (проекта) может разрабатываться разными курсантами на протяжении нескольких лет…

— И так тоже бывает. Особенно когда тема актуальная и разрабатываемое устройство постоянно совершенствуется — с учетом отзывов тех, кто им пользуется. Опять же приведу конкретный пример. Дипломная работа «Разработка технологических карт ежедневного технического обслуживания аппаратуры РЛС 19Ж6М» — заказная и осуществляется уже на протяжении трех лет. Суть ее в том, что курсанты разрабатывают определенные операционные карты в виде памяток, с помощью которых военнослужащие обслуживают ту или иную аппаратуру радиолокационных станций.

— Разве таких технологических карт или тех же инструкций по эксплуатации нет в войсках?

— Документация на каждую технику в войсках, конечно, имеется. Но эти карты — наглядные и подробные, значительно упрощают процесс обслуживания техники, причем они понятны как офицерам, так и солдатам. Почему данная работа ведется в течение трех лет? Дело в том, что каждый год курсанты по просьбе заказчиков вносят определенные изменения в эти карты, доводя их до совершенства. К слову, в скором времени обновленные технологические карты будут отправлены военнослужащим в/ч 39872 и в/ч 29969.

Таким образом, дипломные работы, над которыми трудятся наши курсанты, реально помогают выполнять учебно-боевые задачи военнослужащим Вооруженных Сил.

— Насколько я понимаю, дипломные работы и проекты отдельных курсантов и молодых офицеров являются поводом и основанием для их поступления в магистратуру и адъюнктуру?

— В большинстве случаев так и есть — курсанты, которые увлеченно работают над созданием устройств и программ, посвящают немало времени научной деятельности, впоследствии идут по научной стезе. В этом году, к примеру, в магистратуру поступили 15 офицеров, из них восемь — выпускников этого года, а в адъюнктуру — 11 офицеров. Верится, что в том числе и за ними — будущее нашей военной науки.

Беседовал майор Андрей Бокза, «Ваяр», фото Ирины Малиновской

←Один за всех, все за одного (Видео)

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика