Во что выльется еще одна оптимизация госаппарата?
Все оптимизации госаппарата не дали и не могли дать эффекта: начинать надо с пересмотра функций госаппарата, о чем Лукашенко даже не упоминает.
10 ноября Александр Лукашенко принял главу Администрации Президента Александра Косинца.
"У вас слишком большая задолженность перед Президентом по проработке кадровых вопросов. По хозяйствующим субъектам, определяющим предприятиям фактически нет руководителей не один день и не одну неделю", - упрекнул Лукашенко своего подчиненного.
С 1 января 2017 года Лукашенко потребовал принципиально изменить стиль и систему работы Администрации Президента. "Я введу в практику (а вы возьмите на контроль) заслушивание раз в квартал руководства Администрации, которое придет ко мне и доложит какие-то новые идеи, - заявил Александр Лукашенко. - Не просто скользить по наклонной, а идеи. Приму я их или нет, это уже мое дело и мое право, но идеи эти должны быть - земные, приземленные, непричесанные. Эти идеи должны быть от конкретных людей. И причесывать их на уровне главы Администрации и заместителей ни в коем случае нельзя. В противном случае всякое творчество и свобода действий исчезает у государственного служащего".
Одной из тем доклада также стала оптимизация государственного аппарата управления и кадровые вопросы.
Александр Косинец выделил три составляющие оптимизации госаппарата: правительство, министерства и ведомства; аппарат областных, районных и городских исполнительных комитетов; контролирующие органы и силовой блок.
"По каждому из этих направлений Администрацией Президента внесены на рассмотрение главы государства предложения в части оптимизации", - цитирует Косинца БЕЛТА.
Речь в данном случае идет не о механическом сокращении, а необходимости решения поставленных задач не числом, а умением.
"Никто не будет куда-то выведен за орбиту деятельности. Будут предоставлены рабочие места. В декабре состоится совещание у главы государства, на котором будут акцентированы все необходимые вопросы, и с 1 января мы приступим к оптимизации. Но никто не будет обижен. Все будут иметь достаточно хорошую работу, а государственные служащие с удвоенной энергией будут выполнять поставленные задачи. Будут обеспечены мотивация, престиж службы, что даст эффективный результат для строительства сильной и процветающей Беларуси", - резюмировал Александр Косинец.
"Чиновники просто поменяют свой статус"
Руководитель проекта "Кошт урада" Владимир Ковалкин отметил в интервью БДГ отметил, что власти подходят к решению проблемы не с того конца.
- На нашей памяти это уже 4 или пятая, если считать по заявлениям, а реально - третья.
Численность госаппарата всегда должна идти вслед за функциями, которые госаппарат выполняет. Если просто сократить людей, а функции оставить прежними, то это приведет к увеличению нагрузки на оставшихся сотрудников и на снижение качества их работы. Банальное сокращение численности по головам, как правило, ни к чему хорошему не приводит: снижается качество работы сотрудников и демотивации, не более того.
Тема популярная, президент как бы выступает защитником народа, нападая на чиновников, которые как бы ничего не делают, но при этом ничего вроде не делают. Тема глубокая, и, к сожалению, президент не касается именно глубинной проблемы – функций госаппарата.
- Косинец очертил свое видение оптимизации: чиновников обижать не будут, всем предоставят работу. Во что в итоге выльется оптимизация с таким подходом?
- Определенное количество госслужащих переведут в наемные работники, то есть, по факту количество работников может и не измениться, просто они поменяют статус.
- Значит, все оптимизации, проведенные на нашей памяти, никакого эффекта не дали?
- И не могли дать, потому что это не реформа. Во-первых, это банальное сокращение по головам, во-вторых, перевод людей из одного статуса в другой, перевод из чиновничьей должности на должность управленческую на госпредприятии или госструктуре. В-третьих, периодически происходит сокращение «пустых мест»: в исполкоме или министерстве были незанятые должности, которые формально сократили, а количество людей не изменилось. Вот три основных направления действий белорусских чиновников.
- С чего нужно начинать, если подходить к решению проблемы по-государственному?
- Надо пересматривать функции, которые выполняют министерства и ведомства, и только потом смотреть, какое количество сотрудников нужно для выполнения поставленных задач и функций.