"Вовремя заметили на майке надпись "Не люблю США". Белорусы вспоминают визит Хилари Клинтон в Минск
Во вторник, 8 ноября, американцы выбирают нового президента. Кандидат от демократов — Хилари Клинтон, от республиканцев — Дональд Трамп. И если победит Клинтон, она станет не только первым американским президентом-женщиной, но и вторым главой США, бывавшем в Беларуси. 15 января 1994 года президент Билл Клинтон и первая леди провели шесть часов в нашей стране.
Визит Клинтонов в Беларусь организовывали спешно.
— Мы не спали четыре ночи. У нас была команда из четырех человек, а с той стороны была команда из Госдепа в триста человек. Они заняли два этажа в гостинице «Планета», — вспоминает бывший сотрудник белорусского МИДа Дмитрий Хрол. — У них даже был человек в Куропатах, который отвечал за детали вроде посыпания дорожки песком — чтобы чета Клинтонов не поскользнулась.
Принимал высоких гостей тогдашний глава Беларуси, председатель Верховного совета Станислав Шушкевич. Визит американской четы начался с небольшого конфуза. Высокопоставленным белорусским чиновникам пришлось померзнуть у самолета — Клинтоны почему-то не спешили спускаться по трапу. Оказалось, их 14-летняя дочка Челси посмотрела в окно, увидела поземку, серое небо и сказала: «А я не выйду».
— Это была единственная международная чета, которая возила на визиты ребенка, — говорит Хрол.
Программы визита для Билла Клинтона и для Хилари Клинтон были разными. Первая леди привезла гуманитарную помощь для больниц и сходила на знаменитый елизарьевский балет.
TUT.BY попросил белорусов, встречавшихся с Хилари, рассказать о том, какое впечатление оставила, возможно, будущая первая женщина-президент в США.
Ирина Шушкевич: «Приятная женщина, приятные разговоры»
Хилари Клинтон во время визита сопровождала жена Станислава Шушкевича — Ирина Шушкевич.
— О том, что чета Клинтонов все-таки приезжает в Минск, я узнала накануне вечером, — вспоминает она. — Программу визита составляла служба протокола. От меня не требовалось никакой подготовки, никаких речей. Да и какие речи? Там у Клинтона были речи, а у нас нет.
Особого дресс-кода во время визита для первых леди не было.
— Обе мы были в костюмах. Клинтоны приехали зимой, поэтому было холодно, ходили в сапогах. Лишь в Оперном театре переобулись в туфли. Поверх пальто у Хилари Клинтон был повязан красивый платок. Как я поняла, его подарили ей в Москве, откуда она прилетела. И ей он очень понравился.
Между собой первые леди общались через переводчика. Лишь когда ехали в машине из аэропорта, обошлись без него.
— Мы ехали, смотрели по сторонам. Беседы были о природе, о погоде.
Ирина Шушкевич говорит, что никакого волнения во время общения с Хилари Клинтон у нее не было.
— Она мне понравилась, приятная женщина, приятные разговоры.
Вовремя заметили на ребенке майку с надписью «Я не люблю Америку»
Билл и Хилари Клинтон привезли в Беларусь гуманитарную помощь — в том числе кровати, медикаменты, оборудование.
— Все это было предназначено для 4-й детской больницы и 9-й клинической больницы, — вспоминает Василий Казаков, в то время министр здравоохранения Беларуси. — Визиту Клинтонов предшествовала большая работа белорусского Минздрава с Департаментом по атомной энергетике США и Питтсбургским университетом по проблемам, связанным с преодолением последствий ЧАЭС. Мы договорились с ними о большой программе на 30 лет, в частности, по лечению и диагностике заболеваний щитовидной железы.
Главным пунктом в программе визита Хилари Клинтон в Минск была встреча с коллективом и маленькими пациентами 4-й детской больницы.
— Подготовили отделение, чтобы детки были на месте. Особой помпы из этого не делали. Но кое-какой марафет навели. Небольшой косметический ремонт сделали, во дворе кое-где поправили асфальт. Все волновались. Это же чрезвычайно высокое представительство, — не скрывает бывший глава Минздрава. — Это же первая леди Америки, первый раз в нашей стране.
Кстати, накануне высокого визита мамы детишек, лежавших в больнице, принесли одежду, чтобы переодеть ребят.
— Тогда трудно было с одеждой. И какая-то мама принесла маечку, где было на английском написано «Я не люблю Америку». Мы вовремя заметили и ребенка этого переодели. Клинтон не увидела, — говорит Василий Казаков.
Первая леди сделала небольшой обход клиники, поговорила с детьми через переводчика. Затем военнослужащие внесли гуманитарную помощь, передали ее главврачу.
— Во время визита Клинтон интересовалась состоянием нашего здравоохранения, спрашивала про нужды. Все было в пределах разумного, никакой идеологической обработки с ее стороны не было. После обхода состоялась беседа первой леди с членами делегации и коллективом больницы. Была Ирина Шушкевич, я, главврач, его заместитель, главная медсестра. Разговор длился около 2 часов — в кабинете главврача пили чай, ели печенье.
После визита Хилари Клинтон прислала белорусскому министру письмо — благодарила за теплый прием и писала, что взяла на контроль выполнение программы. Правда, когда отношения Беларуси с США охладели, ее свернули.
Василий Казаков не скрывает: он бы хотел, чтобы на нынешних выборах победила Хилари Клинтон.
— Мне лично она очень симпатична. Я тогда убедился, что это человек очень высокоинтеллектуальный, образованный, доступный в общении.
Валентин Елизарьев: «На прощанье подарила мне запонки, но я их никогда не надевал»
Пока Хилари Клинтон посещала больницу, ее дочь Челси свозили в минское хореографическое училище — девочка занималась балетом. А вечером вместе с мамой и Ириной Шушкевич она отправилась смотреть «Кармина Бурана» в театр оперы и балета.
Знаменитый хореограф Валентин Елизарьев, в то время худрук балетной труппы, вспоминает, что визит первой леди США в те годы в театре был воспринят восторженно.
— Она приходила к артистам после спектакля, говорила очень хорошие слова. Я тоже с ней разговаривал, но это была светская беседа об искусстве, о балете. Говорили через переводчика, моего английского недостаточно. Она в общении очень приятный человек. Ее дочь тоже присутствовала при разговоре, но молчала.
После постановки в театре организовали небольшое застолье, как вспоминает Ирина Шушкевич, «немножко посидели».
На прощание Хилари Клинтон подарила Валентину Елизарьеву мужские запонки. Сверху на них — герб Соединенных Штатов, а с внутренней стороны выгравировано имя Билла Клинтона.
— Я никогда не надевал их, храню как сувенир. Меня просили продать их за большие деньги, но я не согласился, — говорит хореограф.