Любовь к небу с первого полёта

Источник материала:  

В день нашего знакомства у нового командира в/ч 54804 военного лётчика-снайпера полковника Юрия Пыжика было немало хлопот. Помимо обычной работы в штабе части, ему предстояло совершить несколько вылетов — проверить технику пилотирования у молодых лётчиков. И лишь возвратившись из полёта, командир авиабазы сумел выделить немного времени для нашей беседы…



— Юрий Николаевич, как изменилась ваша жизнь после вступления в новую должность?

— В качестве начальника штаба — первого заместителя командира авиабазы я прослужил четыре года. Как-никак правая рука командира: обязан все знать и уметь все организовать. Багаж опыта накопился солидный. Чего-то незнакомого или непривычного в перечне новых обязанностей для меня не было, предложили — ответил согласием.

В в/ч 54804 я прохожу службу с 2006 года. Пришел сюда после окончания командно-штабного факультета Военной академии Республики Беларусь на должность заместителя командира эскадрильи. Прежний командир части военный летчик-снайпер полковник Александр Потехин в то время был заместителем командира базы по летной подготовке. Он, кстати, очень помог мне на первых порах становления. С Александром Николаевичем мы совместно очень плодотворно работали на протяжении целого десятилетия.

Замечательный офицерский коллектив сформировался и в штабе, и в управлении ­авиабазы. Для меня большая честь трудиться с такими умелыми руководителями и великолепными летчиками, как нынешний начальник штаба — первый заместитель командира базы подполковник Николай Широкий, заместитель командира нашей части по летной подготовке полковник Юрий Осовцов, заместитель командира базы по безопасности полетов — начальник службы безопасности полетов подполковник Алексей Сорокин, другие старшие офицеры. С такой сплоченной командой можно решать задачи любой степени сложности.

Главное, что требуется от меня и моих заместителей, — сохранить высокую боеспособность воинской части. А для этого необходимо интенсивно готовить молодых пилотов, постоянно совершенствовать профессиональный уровень летчиков старшего поколения, на должной высоте поддерживать боеготовность авиационной техники. Уверен, что сообща мы с этими задачами справимся.

— Мечта о небе к вам еще в детстве пришла?

— Именно так. Я ведь вырос среди летчиков. Отец служил прапорщиком, обслуживал самолеты в авиационных частях. На момент моего рождения он проходил службу в городском поселке Россь Гродненской области.

О выборе профессии я не раздумывал. После окончания школы поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков. Окончил его в 1991 году, после выпуска был направлен в Северо-Кавказский военный округ. А когда Советского Союза не стало, возвратился на родину — в Беларусь. Проходил службу в Поставах и Лиде. Затем — учеба в академии и направление на авиабазу в Барановичи.

Как пилот с многолетним стажем замечу, что любовь к небу зарождается с первого полета. Стоит один раз взлететь — и уже ни о чем другом не мечтаешь. Управляя большой, сложной крылатой машиной, испытываешь ни с чем не сравнимое чувство гордости. И радость от того, что достигнута основная цель в жизни!

— Какие типы машин вам довелось освоить в процессе летной работы?

— В авиационном училище нас готовили на Л‑39. После этого был направлен на Северный Кавказ, где осваивал МиГ‑27, но полетать на нем почти не пришлось. Не успел обжиться на первом месте офицерской службы, как перевелся в Беларусь. Здесь освоил самолеты Су‑25, Су‑27 и МиГ‑29. Так что полетал и на штурмовиках, и на истребителях.

— И какой из самолетов у вас любимый?

— Не скрою — Су‑27. С первого дня он покорил меня необыкновенной грациозностью планера и поразительной мощью двигателей. Да и в пилотировании машина эта оказалась выше всяких похвал. Конечно, конструктивно данный истребитель сложен, но, несмотря на возраст, его боевые возможности до сих пор впечатляют.

— Что можете сказать о молодых летчиках, прибывающих в часть из Военной академии?

— Смена поколений — процесс объективный и непрерывный. Меня радуют молодые ребята — вчерашние выпускники авиационного факультета Военной академии. Все они преданы летному делу, воспитаны настоящими патриотами. Да и подготовку в академии получают вполне приличную. Ничуть не хуже, чем в военных летных училищах времен СССР. Нам — старшим офицерам истребительной авиационной базы — необходимо помочь им совершенствовать профессиональные навыки, сделать из парней настоящих воздушных бойцов — умелых защитников Родины.

За каждым из молодых пилотов закрепляем опытного наставника, обучаем сложному пилотажу, приемам ведения воздушного боя. Свои действия новички отрабатывают и на тренажерах, и в кабинах боевых машин. Отрадно, что за последние годы процесс летной подготовки в нашей воинской части значительно улучшился. Благодаря труженикам ­558-го авиаремонтного завода парк авиабазы пополнился отремонтированными учебно-боевыми спарками МиГ‑29УБ, что дает возможность интенсивно готовить новое пополнение летчиков.

Сегодня, к примеру, группа старших лейтенантов сдает контрольную проверку на присвоение классной квалификации «военный летчик 3‑го класса». Двое из четверых пилотов с этой задачей уже справились. Думаю, что и остальные успешно сдадут ответственный экзамен. Они уже совершали самостоятельные вылеты на перехват условной воздушной цели, выполняли боевые пуски ракет «воздух — воздух» на российском полигоне Ашулук, участвовали в летно-тактических учениях с перелетом на запасные аэродромы. Ратную науку осваивают как надо, летают с настоящим «истребительным» задором.

Смену мы растим достойную. Одним словом, будет кому защищать белорусское небо в будущем!

— А на чем предстоит защищать?

— Сегодня мы летаем на истребителях МиГ‑29. Очень хорошая, надежная машина. Грозное оружие в умелых руках. Работники 558 арз смогли продлить ресурс данной техники, за что мы им очень признательны.

Инженерно-технический состав авиабазы поддерживает истребители в исправном боеспособном состоянии. Недавно, например, отправили на ремонт в Россию партию турбореактивных двигателей. Это значит, что боевые машины не будут простаивать на земле.

Техника год от года совершенствуется, и мы обязаны в этом плане не отставать от передовых в авиационном отношении государств. Надеемся, что скоро наша часть начнет перевооружаться на самолеты Су‑30СМ. Эти машины успели заслужить признание в ВВС ряда стран ближнего и дальнего зарубежья.

Я, кстати, единственный из белорусских военных летчиков, кому довелось облетать данный истребитель. Такая возможность представилась мне на авиасалоне «МАКС‑2015». Даже получил соответствующий сертификат. Машина мне очень понравилась. Многие пилоты нашей авиабазы жаждут получить на вооружение именно этот самолет. Так что в недалеком будущем предстоит большая работа по освоению новой техники.

— Сложности в процессе переподготовки могут возникнуть?

— Не думаю. У нас есть немало летчиков, которые прежде управляли истребителями Су‑27 и хорошо знают эту машину. А Су‑30СМ создан на базе 27‑го. Главной особенностью нового истребителя является наличие второго члена экипажа — оператора боевых систем. Это заметно упрощает работу пилота при выполнении боевых задач. Летчик-оператор отслеживает воздушные и наземные цели и применяет по ним бортовое оружие, а командир экипажа целиком сконцентрирован на управлении самолетом.

Уверен, что и наша молодежь с большим интересом и усердием будет осваивать новые боевые машины. Они уже ждут не дождутся того, как бы поскорее пересесть на тридцатки. И помогут им в освоении истребителя опытные летчики, ранее полетавшие на самолетах КБ Сухого. Для меня как командира авиабазы это наиболее ответственная задача на перспективу.

— Какое событие этого года стало для вас самым знаменательным?

— Участие в авиационном параде в честь Дня Независимости Республики Беларусь. В парадном строю я вел группу истребителей МиГ‑29. Вместе со мной летели начальник штаба — первый заместитель командира авиабазы подполковник Николай Широкий и командир эскадрильи подполковник Павел Карпюк. Оба — военные летчики 1‑го класса, великолепные профессионалы. Четко прошли над трибунами, порадовали гостей праздника. Приятно осознавать, что такая демонстрация воздушной мощи вселяет в граждан нашей страны чувство гордости за Вооруженные Силы, придает людям дополнительную уверенность в том, что их мирная жизнь находится под надежной защитой.

— И напоследок: что вы могли бы пожелать юношам, которые мечтают связать свою жизнь с авиацией?

— Твердо следовать по намеченному пути. Интеллектуально развиваться, хорошо учиться, регулярно заниматься спортом. Не следует забывать, что под лежачий камень вода не течет. Только целеустремленность и вера в себя приведут к желаемому результату.

Беседовал

Сергей Ручанов, «Ваяр»,

фото Владимира Блинова

←Полковник Игорь Новиков: «Нам есть кем и чем гордиться!»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика