Полет пролетарской фантазии. Нереализованные архитектурные проекты БССР межвоенного времени
Советская эпоха — это время грандиозных проектов и «строек века». Особенно увлекались архитектурным пафосом в годы первых пятилеток — 1920-е, 1930-е — когда в Советском Союзе практически с нуля создавались новые отрасли промышленности и строились целые города.
Вдохновленные успехами индустриализации советские архитекторы порой предлагали к реализации самые фантастические и грандиозные проекты, причем некоторые из них на полном серьезе принимались советским правительством в разработку. Известен пример Дворца Советов в Москве, это здание, будь оно построено, стало бы самым высоким в мире на то время. Не обошла мода на грандиозность и БССР, правительство которой поставило цель за десятилетие превратить аграрную страну в индустриальный центр. Строились заводы и фабрики, возводились электростанции, создавались жилые дома нового типа. Многое из запланированного удалось воплотить в жизнь, но некоторые проекты так и осталось на бумаге.
TUT.BY нашел нереализованные проекты белорусских архитекторов 1920-1930 годов, а также изучил альтернативные варианты известных межвоенных зданий Минска.
Минск: от губернского захолустья до пролетарской столицы
Советские архитекторы 1920-х годов с пренебрежением относились к Минску, называя его захудалым, мелкобуржуазным городком, в котором не было ничего ценного. По их мнению, нужно было быстро и решительно превратить это бывшее губернское захолустье в цветущую пролетарскую столицу. Как это сделать? Конечно же, построить что-нибудь грандиозное! И первым претендентом на «стройку века» столичного масштаба стал студгородок БГУ. Открытый в 1921 году, белорусский университет первоначально размещался в нескольких старых зданиях, разбросанных по всему городу. В 1926 году был объявлен всесоюзный архитектурный конкурс на проект университетского городка в центре Минска. Одними из первых представили свое видение современного пролетарского университета московские архитекторы из объединения ОСА.
Москвичи подошли к делу серьезно и представили проекты, выполненные по последнему слову архитектурной науки и техники того времени. Здания на бумаге выглядели современными, оригинальными и масштабными, но, тем не менее, конкурсная комиссия в итоге отдала главный приз гораздо более скромному проекту за авторством архитекторов И. Запорожца и Г. Лаврова. Видимо правительство Советской Беларуси посчитало московские проекты слишком дорогими для неокрепшей еще экономики молодой республики.
Возможно, комиссия впоследствии пожалела о своем выборе. Уже во время строительства университетского городка начали раздаваться критические отзывы о его архитектуре. Новые корпуса БГУ называли безликими и серыми, сравнивали их с казармами, критиковали непродуманное внутреннее устройство университетского квартала и его размещение в стороне от центральной улицы Минска — главный корпус БГУ в то время выходил на Советскую улицу (будущий проспект Независимости) только боковым фасадом. Тем не менее, университетский городок был возведен согласно проекту, хотя и в усеченном виде — от постройки нескольких корпусов, располагавшихся ближе к железной дороге, отказались.
Повлияла критика или просто стало больше денег в казне, но на следующем масштабном градостроительном проекте правительство БССР экономить не стало. В 1929 году был объявлен всесоюзный конкурс на проект Дома правительства. На этот раз в борьбе за первое место схлестнулись представители ленинградской архитектурной школы.
В итоге в конкурсе на проект Дома правительства одержал победу Иосиф Лангбард, также ленинградец. Уроженец Гродненской губернии, он к началу строительства перебрался на постоянное место жительства в Минск. Архитектор принимал непосредственное участие в процессе возведения здания, вносил правки в рабочую документацию, изменял спецификацию строительных материалов, поэтому построенный Дом правительства несколько отличается от первоначального конкурсного проекта.
Кроме самого здания Дома правительства, архитектор проработал и организацию площади перед ним, а также обустройство окружающего ландшафта — планировалось снести деревянную застройку за зданием со стороны улицы Мясникова и на склонах холма, на котором стоит Дом правительства, организовать парк, обнесенный чугунной оградой. Впрочем, этим планам не суждено было сбыться, долгое время Дом правительства белоснежной горой возвышался над рядовой застройкой улиц Советской (ныне проспект Независимости), Мясникова и Берсона.
Противостояние архитекторов
С приездом Лангбарда в Минск в белорусской столице развернулось своеобразное архитектурное соперничество. С 1928 года в Минске работал упомянутый в связи с проектом главного корпуса БГУ архитектор Георгий Лавров, его авторству также принадлежит проект здания Государственной библиотеки БССР (старый корпус Национальной библиотеки Беларуси). Здание было открыто на улице Красноармейской в 1932 году.
Кроме того по проектам Лаврова в начале 1930-х были построны Клинический городок (ныне территория больницы № 1) и Дом печати в Минске, ряд корпусов Сельхохозяйственной академии в Горках. Внезапно у архитектора начинаются проблемы. Спроектированный Лавровым и принятый к исполнению в 1930 году проект Белорусского государственного (оперного) театра позднее был отвергнут. После чего в 1932 году был организован новый всесоюзный конкурс, в котором принял участие Лангбард. Намечалось очередное грандиозное строительство, которое должно было положить конец остаткам мещанско-буржуазного Минска — площадкой для строительства театра была выбрана Троицкая гора (район площади Парижской Коммуны), на которой до начала 1930-х годов размещался городской рынок.
Впрочем, у Лангбарда в новом конкурсе на проект театра в Минске были сильные соперники со всего СССР, в том числе старые знакомые со времен проектирования Дома правительства Лев Руднев и Ной Троцкий.
Еще одним пунктом негласного противостояния архитекторов Лаврова и Лангбарда стало здание Белорусской академии наук. И вновь принятый к исполнению в 1930 году проект Лаврова был впоследствии отдан Лангбарду на переработку. Правда, строительство здания уже началось и новому архитектору оставалось только переработать фасады и добавить некоторые детали.
Впрочем, не всегда взаимодействие архитекторов сводилось к переработке проектов одного другим. В начале 1930-х годов Лаврову и Лангбарду поручили проектировать застройку двух соседствующих друг с другом кварталов. Лангбард разрабатывал проект жилой застройки участка, ограниченного улицами Советской (ныне проспект Независимости), Карла Маркса и Пролетарской набережной (сейчас улица Янки Купалы), а Лавров проектировал жилой «Дом писателей», который должен был разместиться на той же Пролетарской набережной, но только между улицами Карла Маркса и Университетской (сейчас улица Кирова). К сожалению ни один из проектов не был реализован.
Впрочем, не только Лангбарду доставались объекты Лаврова. Начатое в 1932 году строительство главного корпуса Политехнического института (теперь БНТУ) было остановлено, проект Лаврова отдан на переработку молодому архитектору Наталье Маклецовой. Такое положение дел не могло долго устраивать архитектора и в 1934 году Георгий Лавров покидает Минск.
Эволюция образов
В 1930-е годы архитекторов, работающих в Минске, становилось все больше, в Беларусь возвращались студенты, закончившие архитектурные институты Москвы и Ленинграда. Молодые и амбициозные, они старались в своих работах превзойти зодчих «старой гвардии». Часто вольный полет архитектурной фантазии сталкивался с суровой действительностью — многие проекты ждало упрощение и удешевление. Так стало с проектом Геофизической лаборатории, которая должна была появиться на далекой окраине Минска. Проект был поручен молодому выпускнику ВХУТЕМАСа Ивану Володько. От первоначальной задумки до реализации внешний вид здания поменялся несколько раз.
Многие знаковые здания города изменились за период строительства. Например, минская фабрика-кухня, располагающаяся на площади Независимости, на стадии проектирования имела несколько иной вид, нежели построенное в 1936 году здание.
Некоторые здания меняли не только внешний вид, но и назначение. Коллектив молодых архитекторов в составе Володько, Воинова, Крылова и Гилярова спроектировал в начале 1930-х годов здание клуба строителей на улице Энгельса в Минске. Возведение здания началось, но вскоре стройка была заморожена. Несколько лет фундаменты клуба строителей стояли открытые всем ветрам. В 1936 году жизнь вернулась к «недострою», на основе клуба вырос минский Дворец пионеров. Безусловно, от первоначального проекта клуба осталось очень мало — здание сменило архитектурный стиль с конструктивизма на неоклассицизм.
Проекты, отвергнутые войной
К середине 1930-х годов стало наблюдаться некоторое затишье на архитектурном фронте Минска. Впрочем, во второй половине десятилетия архитектурная жизнь забурлила вновь. В столице Советской Беларуси стали появляться проекты один грандиознее другого. Правда, большинству из этих построек не суждено было появится на улицах Минска — в 1941 году в город пришла война.
Не только в столице
Минск, безусловно, был в центре архитектурной жизни Советской Беларуси, но строительство велось не только в столице. Минские архитекторы работали над проектами в других городах БССР. Активно застраивался Могилев, в который в конце 1930-х годов планировалось перенести столицу Советской Беларуси, так как Минск находился слишком близко к границе. События сентября 1939 года и поход Красной Армии в Западную Беларусь перенесли границу республики на сотни километров от Минска и нужда в переносе столицы отпала. Росли Гомель, Витебск, Бобруйск и Орша — крупные промышленные и транспортные центры Беларуси. Как и в случае с Минском, многие проекты для этих городов впоследствии были упрощены или вовсе не реализованы.
Источники: журналы «Чырвоная Беларусь», «Наш край», «Современная архитектура», «Архитектура СССР»; книги — А.А. Воинов «И.Г.Лангбард: Творческий путь», А.А. Воинов «Дом Правительства Белорусской ССР: Краткий очерк», «Изобразительное искусство БССР. 1932 год», буклет «Першамайская выстаўка архітэктуры. 1936 год».