Центр - с пешеходной площадью и возрожденным костелом: как изменится Витебск в ближайшее время
Площадь Свободы в Витебске станет пешеходной, и произойдет это к «Славянскому базару» в 2017 году. Католическая епархия хочет восстановить костел Святого Антония, и уже идет работа в этом направлении. При этом приостановили спорную стройку православного Софийского собора. В городе не хватает зеленых зон, и власти открыты к предложению витеблян, у которых есть идея устроить «народный» парк. Об этом сообщил горожанам замначальника отдела архитектуры и градостроительства горисполкома Леонид Богданов на встрече в Духовском круглике.
В круглике был аншлаг: слушатели едва вместились в небольшой зал на самом верху башни. Заместитель главного архитектора города, похоже, поначалу немного растерялся, увидев, что на встречу с ним пришло столько людей. Но быстро взял себя в руки и начал беседу. Вначале рассказал, какие изменения ждут Витебск по Генплану города в ближайшее время. И обратил внимание на то, что областной центр прилично вырос:
— Знаковое событие, о котором, возможно, не все знают: в 2011 году Витебск значительно увеличил свою территорию. До этого площадь города была равна 9181 гектар. Затем присоединили еще 3274 гектара. Это очень большая территория, треть от того, что имел Витебск за 1000 с лишним лет своей истории. Теперь будем осваивать эти земли, по всему периметру города.
Где вырастут жилые микрорайоны
— Город будет расти в юго-восточном направлении. «Сейчас завершаем строительство микрорайонов Билево-1, 2 и 3. В ближайшие 5 лет будем осваивать два основных района: это Билево-4 (будет располагаться напротив нового зоопарка) и Черемушки. Под застройку Черемушек снесут индивидуальный сектор, — сообщил Леонид Богданов.
В районе трамвайного кольца на улице Петруся Бровки появится квартал «Восточный». «Жилье здесь будет строить ДСК. Думаю, будет неплохой, уютный район, тем более что транспортом он уже обеспечен», — отметил заместитель главного архитектора города.
В центре города жилье (причем элитное) будут строить в районе улицы Труда.
Под индивидуальную застройку в основном определили микрорайоны Орехово и Бителево.
Как изменится центр города
В центре, по словам Леонида Богданова, в основном будут не строить, а благоустраивать объекты и доделывать то, что начали. К примеру, порядок хотят навести на правобережье Западной Двины. Площадку с теннисными кортами возле Летнего амфитеатра думают превратить в многофункциональный объект, который работал бы и зимой, и летом.
— В планах — сделать площадь Свободы абсолютно пешеходной. Стоянку оттуда нужно убрать. Положить там плитку, благоустроить проспект Фрунзе — ту его часть, которая прилегает к площади. Там нужна другая балюстрада, спуск к фонтану и так далее. Проектная документация есть, вопрос только в финансировании, — сказал представитель горисполкома.
По его словам, площадь Свободы и корты возле амфитеатра преобразятся уже к «Славянскому базару-2017».
На берегу Витьбы появится памятник Старику Хоттабычу — в память об авторе известной книги, уроженце Витебска Лазаре Лагине.
— А будут ли восстанавливать Николаевский собор? — прозвучал вопрос из зала.
— Да, такие разговоры были, но на сегодняшний день этот вопрос ушел в сторону, — ответил Леонид Богданов. — Но римско-католическая епархия предлагает возродить костел Святого Антония. Этот вопрос сейчас решается на уровне президента. На строительство любого культового сооружения — нового или восстановленного — надо получить согласие главы государства. Документы на этот счет готовит управление по делам религий и национальностей облисполкома. Костел планируется восстановить напротив ратуши — там, где сейчас фонтан «Слияние трех рек».
На долгострои денег нет
— В Билево население уже приближается к 40 тысячам. И мы давно боремся за то, чтобы там построили запланированный еще в 2010 году поликлинический комплекс, а также школу и детские сады. Они необходимы там, как воздух, так как микрорайон — молодежный. Когда же появится эта инфраструктура? — спросила координатор оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» в области Татьяна Северинец.
— Отдел архитектуры не располагает финансовыми средствами на это и не отвечает за формирование бюджета. Архитектурный проект поликлинического комплекса был готов еще 2 года назад. Но все строится тогда, когда есть деньги, — ответил Леонид Богданов и попросил горожан задавать вопросы, связанные с его компетенцией, — то есть по Генплану города.
Одна из женщин заявила:
— Мы вообще-то собрались здесь в основном по Софийскому собору. (Проект строительства этого объекта вызвал в Витебске конфликт общественности и представителей церкви. Власти предложили компромисс: приостановить стройку. — Прим. TUT.BY).
— Когда вас пригласят «по Софийскому собору», тогда и приходите, — парировал гость встречи. — А пока мы говорим про Генплан.
Это вызвало нешуточный шум-гам. Несколько пенсионерок демонстративно покинули зал. На помощь Богданову пришли сотрудницы Духовского круглика, призвав всех к порядку: «Товарищи, пожалуйста, организованно, по одному, задавайте свои вопросы».
Стройку Северного моста отложили
Разговор перешел на магистрали.
— Северный мост через Двину — это очень мощный объект. Без помощи республики город его не построит. На сегодня прекратили его проектирование и отложили этот вопрос лет на 10. При этом никто не собирается переносить из сквера памятник Владимиру Короткевичу, о чем сейчас в городе говорят, — заверил Леонид Богданов. — Стоит задача закончить строительство тех объектов, которые начали. Тот же Полоцкий путепровод. Или — продолжение проспекта Строителей с выходом в Билево. Это тяжелейшая ситуация: мощный микрорайон, а транспорт — с выходом только на Московский проспект. Но все зависит он нас: сколько будем платить налогов. Если будут деньги в казне, то будет и продолжение этих строек.
— Так заберите те деньги, что на Софию пойдут, — предложила одна из женщин.
Софийский собор: «злополучный» или «шикарный»?
Леонид Богданов не хотел говорить о Софийском соборе, но в течение часа встречи к этой больной для многих теме его возвращали множество раз. Иногда общественность срывалась на крики. Представитель мэрии в этой напряженной обстановке проявлял стойкость, достоинство и такт, которым можно только позавидовать.
— Строительство Софийского собора на сегодняшний день приостановлено. Если будут какие-то новости на эту тему, вы обязательно их узнаете, — сообщил Леонид Богданов.
— А когда появился в Генплане города Софийский собор, злополучный? — спросил молодой мужчина.
— Ничего себе, злополучный! Поаккуратнее с выражениями! Такой шикарный собор! — воскликнула женщина в платке, которая держала икону «Софии — Премудрости Божией».
Организаторам встречи опять потребовалось время, чтобы успокоить народ.
— В этом районе города предусмотрена зона общественной застройки. Скажите, храм — это общественная застройка? — спросил у присутствующих Леонид Богданов. — Когда-то, в начале 2000-х, там планировали построить гостиницу. То есть в этом районе давно планировался объект общегородского значения.
— И сейчас решили, что объектом общегородского значения станет собор? — уточнили люди.
— Да, — подтвердил заместитель главного архитектора.
— А парк, что, не имеет общественного значения?!
— Мы не пришли обсуждать строительство собора, — ответил Леонид Богданов.
Но круглик напоминал разбуженный улей.
— Да он, этот ваш собор, больше похож на цирк, чем на храм, вы уж меня простите, — съязвил пожилой мужчина.
Парков в Витебске не хватает. Есть идея посадить «народный»
— Есть ли какие-то нормативы по обеспеченности городов зелеными насаждениями? И если есть, то насколько Витебск укладывается в эти нормы? — спросил молодой человек.
— В Витебске парковые зоны насчитывают 253 гектара, что в переводе на одного человека составляет 7 квадратных метров. При нормативе, если мне не изменяет память, — от 15 до 19 квадратных метров.
— То есть парков у нас меньше, чем надо?
— Да, — согласился Леонид Богданов.
— В таком случае, если у нас не хватает зеленых зон, почему вырубают парк Партизанской славы? — опять вернулась к теме строительства Софийского собора одна из женщин.
— Никто его не вырубает. Если сносят дерево, то есть компенсационные посадки. Если дерево медленнорастущее, то вместо одного садят три. Если быстрорастущее — вместо одного два. Делается это в городской черте.
— Лет 20 назад был проект посадки парка Тысячелетия. Но вместо этого там построили Ледовый дворец. Планируется ли в этом районе новый парк? — в беседу вступил известный витебский художник Владимир Вольнов.
— В следующем году там планируем сделать хотя бы центральную аллею — до водоема. И, насколько позволит финансирование, вымостить дорожки, чтобы пешеходные связи с Новооршанским шоссе были в более-менее хорошем состоянии. Ведь, если подсаживать туда деревья, надо, чтобы они были в какой-то системе.
— Есть простое решением. Молодожены — в день свадьбы, или люди старшего возраста — например, в день рождения внука, могут сажать там дерево. Предоставьте только людям условия. И они будут беречь эти деревья. И вот это будет настоящий народный парк! — предложил художник.
— Если есть желание у горожан, мы найдем место в Витебске, где можно высадить новые саженцы. Их предостаточно. Власть готова идти навстречу в таких предложениях, — заверил Леонид Богданов.
Под занавес встреча приобрела кулуарный характер. Кто-то обсуждал услышанное со своими знакомыми. Несколько человек окружили Леонида Богданова и еще довольно долго общались с ним индивидуально.