С декретным для пап, но без отмены смертной казни. В Беларуси приняли план по правам человека
В Беларуси составили Национальный план по правам человека. Позавчера его утвердил Совет министров, а сегодня он появился на сайте правительства. В документе прописаны сто шагов, которые должны расширить свободы человека, а также защитить его от дискриминации по какому бы то ни было поводу.
На конкретные проблемы с правами человека Беларуси указали в прошлом году в ходе второго Универсального периодического обзора при ООН. Наши чиновники замечания выслушали. Правда, согласились далеко не со всеми из них.
В ООН, среди прочего, указывали на дискриминацию сексуальных меньшинств, сложности при регистрации общественных объединений, нарушение свободы слова.
В течение года белорусские чиновники выслушали десятки предложений от международных организаций, отечественных правозащитников и общественных объединений о том, что стоит поменять. В итоге и получился Национальный план по правам человека. К слову, подобный документ существует еще примерно в 40 странах.
План расписан до 2019 года. Правда, до этого времени никаких конкретных обязательств перед ООН и остальными заинтересованными Беларусь на себя не берет. Власти согласны «рассмотреть целесообразность», «проработать», «всесторонне изучить», «совершенствовать механизмы» и «изучать международный опыт» по каждому из пунктов дорожной карты.
Те, кто ожидал революции, вроде отмены смертной казни или хотя бы моратория на нее, будут разочарованы. Беларусь согласилась на «проведение мероприятий в целях всестороннего рассмотрения международных тенденций в вопросе о применении смертной казни и отношения к этой теме общественности».
На международной конференции по этой теме, которая весной состоялась в Минске, официальные лица намекнули, что смертная казнь для Минска — это вопрос политического торга.
— В 2010 году после диалога с ЕС мы действительно были близки к введению моратория. Но процесс не получил продолжения. После президентских выборов 2010 года позиция Совета Европы по Беларуси, введение санкций и приостановка совместных проектов послужила тому, что этот вопрос был в некоторой степени заморожен, — признался тогда депутат Николай Самосейко.
Пока Беларусь согласна играть по международным правилам по менее уязвимым вопросам. Например, наша страна подумает над тем, чтобы присоединиться к конвенциям Совета Европы и международным договорам в области прав человека, участницей которых пока не является.
Одно из обязательств программы мы уже исполнили — 3 октября парламент ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов. Конвенция вступит в силу через месяц после того, как ратификационные грамоты передадут Генсеку ООН.
Но то, что позитивно восприняли в мире, белорусские инвалиды пока на себе не почувствовали.
— Наше законодательство нужно приводить в соответствие со статьями Конвенции, а это серьезная законотворческая работа, — комментировал ратификацию координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский.
Важным итогом программы может стать и появление в Беларуси национального института по правам человека. Правительство собирается «продолжить всестороннее изучения вопроса». И если все-таки решит, что это целесообразно, у нас появится омбудсмен, главной функцией которого будет контроль за соблюдением прав человека.
Госорганы обещают, что станут более прозрачными, а к выработке и обсуждению новых законов и других правовых актов будут привлекать и общественные и другие заинтересованные организации.
На стадии подготовки национального плана власти собрали предложения правозащитников, в том числе Белорусского Хельсинского комитета. Председатель организации Олег Гулак говорит, что принятый документ отличается от их предложений, прежде всего, по форме.
— Мы предлагали набор конкретных действий и результатов, которые можно измерить, которые понятны. В принятом документе формулировки расплывчатые — «изучить», «продолжить изучение целесообразности введения». Это процессный подход и это ослабляет потенциальную эффективность этого плана, — сказал эксперт.
Другим недостатком документа Гулак назвал то, что он принят «исключительно для госорганов».
— Привлечение гражданского общества не прописано. Есть формулировка «продолжить практику приглашения общественных объединений…». Коллеги уже начали об этом иронизировать, потому что продолжение той практики, которая была, — это как раз то, что мы критиковали. Это никоим образом нас не устраивает, потому что возможность участия была очень формальной.
Из позитивных моментов правозащитник называет то, что план есть и что в нем указаны ответственные госорганы.
— Они будут должны ежегодно давать отчет МИДу, МИД будет отчитываться в Совет министров. Из логики документа, я думаю, следует, что эти отчеты должны быть публичными. Если процесс будет инклюзивным и прозрачным, это может стать значительным продвижением вопросов прав человека.
По словам Гулака, большинство тем, которые предлагали правозащитники, так или иначе затронуты в плане.
— В том числе, и достаточно острые темы судебных процедур, вопросы с пытками, свободы собраний и высказываний, взаимодействие с Комитетом по правам человека ООН. Темы обозначены, работа будет вестись. Как и чем она закончится, каких результатов достигнут, какая будет процедура — это надо будет уточнять.
Национальный план по правам человека обязывает чиновников и правительство провести ревизию законов, чтобы исключить ущемление граждан в правах по каким-либо признакам, а также добавить нормы, защищающие жертв домашнего насилия. Среди прочего — создание «кризисных комнат» для помощи пострадавшим.
Еще одно обязательство, которое берет на себя государство — помогать бывшим заключенным адаптироваться к жизни после освобождения, а также дать несовершеннолетним осужденным возможность получить среднее образование даже за решеткой.
Если от прописанного в плане «изучения международного опыта» дойдет до реальных дел, то допросы в отделениях милиции и СИЗО будут записывать на диктофон или видеокамеру. Так собираются исключить пытки в отношении задержанных.
Кроме этого, если подозреваемый сообщит о давлении со стороны правоохранительных органов, то уголовное дело в отношении задержанного должны будут приостановить. И сначала выяснить, при каких обстоятельствах он давал показания. Но пока все это станет лишь предметом изучения.
Что уже точно прописано — это реконструкция некоторых следственных изоляторов и улучшение условий жизни подозреваемых до суда.
Изменения ожидают и судебную систему. В частности, в стране может появиться административное производство, где будут рассматриваться споры граждан с госорганами и должностными лицами.
В гражданском судопроизводстве по аналогии с уголовным может появиться апелляция. Она заменит нынешнюю кассацию. Это значит, что при пересмотре дела можно будет заявлять новые ходатайства и предъявлять дополнительные доказательства. Суд вышестоящей инстанции не просто даст оценку действиям нижестоящих коллег, а вынесет свое новое решение.
В уголовных делах при определенных условиях сторонам предложат помириться до суда. Сейчас аналогичная практика медиации существует в гражданских процессах и спорах по экономическим вопросам.
В социальных вопросах предвидится только одно серьезное изменение — декретный отпуск для отцов. Не добровольный, как сейчас, а обязательный. В Минтруда уже поднимали эту тему и ссылалась на опыт Швеции, где 75% пап на несколько месяцев уходят в отпуск по уходу за ребенком. Правда, нужно учитывать, что там размер пособия в декретном привязан к зарплате родителей, а не к средней зарплате по стране, как у нас. Поскольку по статистике в Беларуси женщины зарабатывают на четверть меньше, чем мужчины, вопрос о том, кому сидеть дома, решается сам собой.
Председатель БХК Олег Гулак считает, что социальнно-экономическим правам в документе уделено мало внимания.
— Это особенно важно на фоне ухудшения экономической ситуации. Это было частью наших предложений, но их суть не отражена в плане, — прокомментировал документ Гулак.