"Планшет вредит, а тяжелый портфель нет?" Когда школьники могут использовать электронные книги

Источник материала:  
26.10.2016 13:11 — Новости Общества

В редакцию TUT.BY обратилась читательница Алеся, сын которой учится в 5 классе одной из школ минского Уручья. Алеся решила разгрузить 5-килограммовый портфель ребенка и закачала в планшет электронные учебники для шести предметов. Однако пользоваться планшетом разрешила лишь одна учительница. TUT.BY разобрался, могут ли школьники учиться только по электронным учебникам.


Фото носит иллюстративный характер. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Электронные учебники полностью дублируют бумажные, я скачала их на официальном сайте Национального института образования, и даже страницы полностью соответствовали бумажным. Но даже после объяснения с директором нам не разрешили пользоваться планшетом: мол, по санитарным нормам ребенок может пользоваться электронным гаджетом только 7−10 минут, иначе это будет вредить его зрению. Зато носить пятикилограммовый портфель со спортивной формой он может, и это не вредит его здоровью! Но получается, что даже читалка, которая, по идее, не вредит зрению и по ощущениям сравнима с бумагой, тоже относится к электронным гаджетам, — сетует Алеся.

Мама школьника рассказывает, что ее муж предложил администрации школы хранить бумажные учебники в школе.

— Это не запретили, но подчеркнули, что ответственности в этом случае школа за учебники не несет. То есть если они или спортивная форма потеряются, виноваты будем только мы.

При этом, говорит Алеся, даже для нее, взрослой женщины, портфель сына тяжелый.

Однако не в каждой школе так строго относятся к современным гаджетам. Виктория, мама 7-классницы одной из столичных гимназий, рассказала, что в классе ее дочери около половины учеников пользуются на уроке планшетами.

— В прошлом году было больше, но многие дети играли на переменах или планшеты ломались, поэтому произошел естественный переход на книжки, — говорит Виктория.

По ее словам, практически все преподаватели лояльно относятся к планшетам на уроках. Есть несколько противников, но «пассивных»: они не одобряют сложившейся ситуации, но и не противодействуют ей.

У дочери Виктории в планшет загружены все учебники, кроме одного — он не нашелся на сайте в электронной версии. Тем не менее девочка считает, что по бумажным книгам учиться удобнее.

— Дома она работает с ними: легче искать отрывок в пройденном материале, можно быстро пролистать вперед-назад, заложив нужное место.

Ольга, мама пятиклассника другой минской школы, рассказала, что пользоваться электронными версиями учебников им предложила сама учительница. В их школе не было нескольких учебников, купить их, по словам мамы, не удалось, в итоге родители закачали учебники в планшет. В классе мальчика еще несколько детей ходит с электронными книгами — тоже из-за нехватки учебников. У учителей, по словам Ольги, нет никаких претензий.


Фото носит иллюстративный характер. Фото с сайта digitaltrends.com

Центр гигиены и эпидемиологии: не было бы таких жестких правил, если бы дети не сидели с гаджетами все время

Завотделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены и эпидемиологии Алла Малахова объясняет, что следует разделять понятие «электронный учебник» и «электронная версия учебника». Электронный учебник является дополнением к бумажному учебнику и специально разработан для конкретного предмета. Электронная версия учебника полностью дублирует бумажную версию. Но в любом случае электронное издание считается учебным, только если там есть пометка «одобрено Министерством образования». При этом электронными носителями пользоваться не запрещено, но время пользования ими ограничено санитарными нормами.

— Когда изучали этот вопрос при составлении норм, смотрели, сколько времени ребенок проводит за электронными гаджетами дома. Если показатели осанки у нас в стране улучшаются, то показатель остроты зрения ухудшается. Может, никто бы так жестко не ограничивал время, если бы дети не сидели с гаджетами целыми днями вне учебного времени.

Алла Малахова также обратила внимание на реальное время, которое школьник проводит за учебником в школе. Он пишет в тетради, смотрит на доску, а в учебник лишь заглядывает. В итоге он и будет пользоваться электронной книгой те же 5−7 минут, а не весь урок.

— Мы рекомендуем школьникам договариваться и носить учебники по одному на парту. Они так и делают, но начиная со старших классов. Проблема тяжелых портфелей касается 3−5 классов: дети еще законопослушные, а учителя им просто не говорят об этом, — рассказывает Алла Малахова.

Кроме того, специалист обратила внимание, что электронную книгу категорически не рекомендуется использовать при подготовке домашнего задания. А для работы на уроках целесообразно хранить дополнительный комплект в классе.

Но даже если речь идет об электронной книге, которая, по идее, минимизирует нагрузку на зрение и приравнивается к бумажному носителю, встает проблема шрифта, говорит специалист. По требованиям к электронным учебникам из-за разницы восприятия шрифт должен быть гораздо больше, чем на бумажном носителе. В скачанных учебниках никто не регулирует этот момент, и учитель должен объяснить, какой размер шрифта выставить.

Минобразования: только 4% учителей считают, что электронный учебник должен заменить бумажный

Замминистра образования Раиса Сидоренко пояснила, что использование электронных версий учебников в образовательном процессе возможно по согласованию с учителем и при соблюдении санитарных норм и правил. Иных условий нет. Статистика о том, сколько школ и классов учатся по электронным учебникам, не ведется.

По санитарным нормам, количество занятий (учебных и факультативных) с использование компьютеров, планшетов, ноутбуков в течение учебного дня должно составлять: для учеников 1−4 классов — не более одного занятия; для учеников 5−9 классов — не более двух занятий; для учеников 10−11 классов — не более трех.

Плотность занятий с электронными гаджетами не должна превышать 55% времени урока в 1−4 классах, 70% в 5−9 классах и 80% в 10−11 классах.

Регламентировано также время, в течение которого ученик непрерывно может смотреть на экран планшета или электронной книги. Для первоклашек это 7 минут; для учеников 2−4 классов — 10 минут; для учеников 5−7 классов — 15 минут; для учеников 8−11 классов — 20 минут.

— Анализ мировой образовательной практики показывает, что больший эффект дает параллельное использование бумажных и электронных учебников, дополняющих друг друга. По данным республиканского мониторинга, 68% опрошенных белорусских педагогов считают, что в образовательном процессе должны использоваться как электронные учебники, так и учебники на печатной основе. И только 4% учителей считают, что электронный учебник со временем должен полностью заменить традиционный бумажный учебник, — заключила замминистра.

Читайте также:

Электронная доска, вместо книжек — планшет. Репортаж с урока единственного в Беларуси смарт-класса

Цифровые оценки: как живет

←Белорусы столкнутся с проблемами из-за ведения АИС "Расчет-ЖКУ"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика