"Кризис. Сложно устроиться, особенно выпускникам". Почему российские пилоты едут на кастинг в Беларусь
«Какую последнюю книгу на английском языке вы читали?», — спрашивает комиссия. «Том Сойер», — сходу отвечает девушка в черном костюме. «А что-нибудь авиационное, техническое?», — улыбаются в ответ. В Минске проходит кастинг на должность пилотов «Белавиа». TUT.BY пообщался с кандидатами и узнал, почему на кастинг в Беларуси в этом году приехало немало россиян.
«Некоторые приходят — заслушаться можно»
Кастинг на должность пилотов в Минске идет уже второй день из трех. На участие подали заявки 27 пилотов, среди них почти поровну белорусов и россиян. Приемная комиссия с одним человеком общается примерно 20−30 минут. Все немного напоминает экзамен: кто-то перечитывает конспекты, кто-то высматривает сквозь стекло, как там за закрытыми дверями дела у предыдущего кандидата.
— На кастинге бортпроводников мы бывали. Но неужели и пилотов так набирают? Разве это не просто резюме, которые пилоты присылают в ответ на вакансии?
— Мы пришли к кастингу недавно, — объясняет заместитель командира авиационного отряда «Белавиа» Владимир Кошевец. — Такие летно-методические советы с привлечением кандидатов на должность многие компании давно уже проводят. Наверное, это признак того, что мы растем, совершенствуем свою работу. Бывали раньше времена не совсем благоприятные — когда мы вынуждены были набирать пилотов по количеству появлявшихся мест — например, в связи с уходом работников, или с приобретением самолетов… Сейчас мы больше опираемся на качество.
Чтобы стать пилотом «Белавиа», нужно специальное авиационное образование, среднее или высшее.
— Обладать большим опытом — это приветствуется, но я бы не сказал, что это абсолютно обязательное условие. Главное — качества, которые должны быть у каждого пилота и необходимая база знаний, — говорит Владимир Кошевец. — Смотрю, что сегодня хватает ребят, которые сразу после авиационных учебных заведений пришли. Много среди них россиян — они не могут трудоустроиться у себя.
Комиссия общается с кандидатами по-русски и по-английски. Вопросы помогают оценить, есть ли пробелы в знаниях пилота.
— Некоторые кандидаты приходят — заслушаться можно, и ответы правильные, и знания хорошие. А бывает, что и слабый уровень, — говорит Владимир Кошевец.
Собеседования закончатся — определят лучших. После авиакомпания старается выйти на личные контакты кандидатов.
— Весь летный мир связан. Можно позвонить и получить рекомендации, характеристики по конкретному человеку, узнать, что он из себя представляет, — рассказывает представитель «Белавиа». — Потом уже прием на работу, наземная и летная подготовка…
На должность пилота примут и мужчину, и женщину — разделения по половому признаку нет, главное, чтобы специалист был хороший. А вот по возрасту ограничения есть.
— Пока они не закреплены в документах, хотя такие мысли появляются, но кандидатуры старше 50 мы уже не рассматриваем. Людям в возрасте все-таки тяжелее дается многое, несмотря на опыт. Реакция не та. В авиакомпании сегодня есть пилоты, которым за 60 лет и даже два человека, которые долетали до 65 и уходят в этом году. Это нормальный процесс, его не избежать.
«В России есть проблемы с переизбытком таких специалистов»
TUT.BY общался с кандидатами в основном в первый день кастинга. Тогда в комиссию приходили россияне. Сергей Гаврилов приехал из Оренбургской области, он выпускник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. Поработать по специальности еще не успел.
— В России создалась такая ситуация, когда не все пилоты могут устроиться. Произошел кризис, ввели санкции и обанкротилась компания «Трансаэро». Есть, конечно, компании, которые принимают на работу, но они не резиновые, — объясняет Сергей. — Вообще если ты за 5 лет не устроился на работу, если нет налета, то должен уже заново учиться, потому что твое пилотское удостоверение будет недействительно. У некоторых компаний есть требование — перерыв в летной работе не более двух лет.
— А почему пришли в «Белавиа»?
— А почему бы не «Белавиа»? — улыбается Сергей. — Беларусь — Соседнее, дружественное России, государство, эта авиакомпания использует вполне нормальные самолеты, есть разные типы воздушных судов…
Алеся Шалаева говорит, что приехала в Беларусь, потому что «без разницы, где — главное летать». Она одна из редких девушек на кастинге, выпускница Краснокутского лётного училища гражданской авиации. О том, что у «Белавиа» уже есть девушка-пилот, не знала.
— А зарплата какая интересует?
— Это не критичный момент. Все равно у летного состава есть оклад и от налета идут надбавки. Так что вряд ли это стоит здесь обсуждать.
Возможный переезд, в случае трудоустройства в Минске, потенциальных кандидатов, похоже, не пугает совсем — легкие на подъем.
Михаил из Москвы, но тоже готов работать в белорусской авиакомпании. Ждет своей очереди в кресле и спокойно наблюдает, как волнуются некоторые совсем молодые ребята.
— Знаете, я раньше на работу без кастинга приходил, поэтому не совсем знаю, что там будет, — говорит Михаил. — В Москве я сейчас теорию читаю курсантам в авиационном учебном центре. Вчера лекцию отчитал — сегодня свободен, сел на машину и приехал в Минск. Да у меня и отец из-под Витебска, в Минске много друзей, все знакомое тут.
Первый полет Михаил выполнил еще в 1992 году, в ДОСААФ. После питерского университета гражданской авиации работал на самолетах бизнес-авиации.
— Сейчас эта компания практически не функционирует. В июне приостановили действие эксплуатанта. В России с этим определенный кризис. Да и я на джетах подустал летать, хочется что-то более тяжелое, вот и принял решение перейти в регулярку. Человек не должен стоять на месте, особенно пилот, — говорит Михаил.
«Чтобы прокормить семью, работаю в салоне сотовой связи»
Вадим Абельмас выпустился из Ульяновского института гражданской авиации в 2014 году. Потом служил в военно-транспортной авиации, работал 3 месяца в авиапатруле на Дальнем Востоке, но пришлось уволиться из-за нехватки техники.
Он, кстати, до разговора с журналистами уже успел пообщаться с комиссией. Сложными вопросы парню не показались, но считает, что в ответах показал далеко не все, что мог бы.
— Вообще-то спрашивали азы, вещи, которые не знать стыдно, которые уже со второго курса знать положено. Но сказывается такой момент: нужно много готовиться к собеседованию. Но в то же время, чтобы не то что жить, а выживать и кормить семью — нужно работать. Совмещать особо не получается, поэтому я показал далеко не самый высокий уровень, — рассуждает Вадим.
— А где вы работаете, чтобы кормить семью?
— В салоне сотовой связи. Работы по специальности мало, надо же что-то делать. Сам я родом из Магадана — мониторил авиакомпании и там. Они там есть, но набор и переобучение не проводят.
Из его однокурсников, говорит Вадим Абельмас, повезло только тем, кто устроился в «Аэрофлот» или S7 — те и сейчас стабильно работают. А многие ждут своей очереди на переобучение.
— Проблем с зарплатами у пилотов в России нет, есть проблемы с переизбытком таких специалистов на рынке труда. Слышал, что люди с опытом едут во Вьетнам, на азиатский рынок — там их с руками и ногами отрывают. А у кого опыта нет — шансов нет особо.
Денис Жаринов сам из Москвы, работал в «Трансаэро». Правда, инженером — 6,5 лет, потом поехал в США, переучился там на летчика.
— Когда вернулся, авиакомпания «Трансаэро» еще существовала. Поступил в Петербург, чтобы получить высшее летное. И как раз закончилась история авиакомпании, и никуда не берут, — рассказывает Денис. — На сегодня образование у меня — и Московский авиационный институт, Петербургская академия авиации, колледж в Америке и в Минске в академии гражданской авиации на АН-2 переучивался, — столько дипломов! Теперь бы надо летать.
Парень поддерживает хорошее настроение у тех, кто вот-вот пойдет на собеседование, и балагурит, обращаясь к белорусам, которые ему встречаются:
— Открывайте новые рейсы, открывайте, новые самолеты ставьте — работа нужна! Вообще «Белавиа» в России на хорошем счету. Со мной в Петербурге в группе учатся ребята из этой авиакомпании. Даже, помню, какую-то рекламу «Белавиа» видел, шуточную наверное, для россиян: «Отвезем вас в страны, с которыми ругается ваш президент». Не поспоришь, — смеется Денис Жаринов.
По словам молодого человека, в России зарплаты в авиации все-таки просели.
— Смотрел «Комиавиатранс» — там у друга зарплата 110 тысяч рублей, российских — это порядка 1900 долларов — а он второй пилот на «Эмбраере», у него несколько тысяч часов налета.
— А от «Белавиа» какой зарплаты ожидаете?
— Для меня это сейчас не приоритетный вопрос. Сейчас я во «Внуково» работаю — на земле, инспектирую самолеты, двигатели — но это не полеты. Хочется летать.