Поднять истребители, чтобы посадить гражданский борт: что угрожало самолету "Белавиа"
В пятничном инциденте с возвратом в киевские аэропорт самолета авиакомпании «Белавиа», на борту которого было более 140 человек, больше всего возмущения вызвала угроза «поднять истребители» в случае невыполнения белорусским экипажем требования изменить курс. СБУ такие угрозы опровергает. Впрочем, такое предупреждение само по себе угрозой считать сложно — процедура перехвата гражданских судов четко прописана в международных документах. TUT.BY изучил положения, регламентирующие перехват, и последние случаи подъема военных самолетов для сопровождения гражданских бортов.
Условия перехвата прописаны Чикагской конвенцией, подписанной в 1944 году и вступившей в силу в апреле 1947 года. Уже в этом документе оговорено, что «в случае перехвата не должна ставиться под угрозу жизнь находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна». То есть физически белорусскому борту со стороны украинских ВВС ничего не угрожало, хотя ИКАО и предупреждает, что «перехват гражданских воздушных судов во всех случаях является опасным».
Май 2016 года. В Венгрии по тревоге подняты в воздух истребители ВВС после того как авиадиспетчеры не смогли связаться с пассажирским Boeing авиакомпании British Airways Связь была восстановлена, истребители вернулись на базу, а пассажирский самолет благополучно приземлился в конечной точке маршрута, в Хитроу.
Поводы для поднятия военной авиации прописаны в положениях ИКАО, Международной организации гражданской авиации. В частности, в руководстве по перехвату гражданских судов говорится, что перехват может быть выполнен в том случае, если военные, таможенные или полицейские полномочные органы государства:
— не могут обеспечить опознавания воздушного судна в своем воздушном пространстве;
— наблюдают, что воздушное судно без надлежащего разрешения входит в воздушное пространство там, где полеты гражданских воздушных судов ограничены или запрещены; - наблюдают, что воздушное судно, отклоняется от назначенного маршрута без причины;
— подозревают, что воздушное судно выполняет незаконный полет и/или незаконную перевозку товаров или лиц, несовместимые с целями Чикагской конвенции и противоречащие законам страны;
— перехват также допускается, если воздушное судно «входит в суверенное воздушное пространство государства без надлежащего разрешения и не выполняет указаний совершить посадку или покинуть данное воздушное пространство».
Апрель 2016 года. Самолеты израильских ВВС подняты по тревоге, когда в воздушное пространство Израиля вошел не идентифицировавший себя Boing-737 египетской компании Air Sinai. Истребители сопроводили лайнер, который благополучно сел в аэропорту Тель-Авива. Выяснилось, что направлявшийся из Египта в Тель-Авив борт вылетел из каирского аэропорта с небольшим опозданием, кипрские авиадиспетчеры вовремя не проинформировали об этом израильскую сторону, в результате самолет был причислен к неопознанным целям, и истребители подняли, чтобы убедиться, что борт — гражданский.
Теоретически инцидент можно попытаться объяснить последними двумя пунктами. Пассажиром, из-за которого борт вернулся в Киев, оказался Армен Мартиросян — глава правления Международной общественной организации «Гражданский союз», активистом Антимайдана, автор российского издания «Украина.ru». По его словам, украинские силовики искали у него некий «накопитель информации», ничего не нашли, и Мартиросян вылетел в Минск следующим рейсом.
Слабо подходит к инциденту с бортом «Белавиа» и последний пункт — самолет не «входил в суверенное пространство», а наоборот вылетал из киевского аэропорта «Жуляны», где украинские службы безопасности имели все возможности и должны были выполнить все необходимые проверки, чтобы «убедиться в отсутствии угрозы национальной безопасности» до вылета борта, а не через десять минут после него.
Июль 2016. F-18 ВВС Швейцарии подняты на перехват израильского пассажирского лайнера авиакомпании El Al из-за угрозы взрыва. Самолет выполнял рейс по маршруту Нью-Йорк — Тель-Авив. Информация об угрозе теракта на борту поступила швейцарским военным от французских коллег, которые получили эти данные из анонимных источников. До границы со Швейцарией лайнер вели французские истребители. Швейцарские F-18 контролировали пролет израильского лайнера до границы с Австрией, где эстафету по его сопровождению приняли австрийские перехватчики. Взрывного устройства на борту не оказалось.
Заместитель генерального директора компании «Белавиа» Игорь Чергинец в комментарии TUT.BY отметил, что «угроза истребителями гражданскому самолету в данных обстоятельствах «не совсем законная вещь».
Июль 2016. Российский легкомоторный самолет перехвачен в воздушном пространстве Польши двумя истребителями F-16, котоые заставили российский борт поменять курс, сопроводив его к аэродрому в Радоме. Выяснилось, что пилот не сообщил о маршруте заранее и попал в зону, где в это время полеты были запрещены.
Теперь Мартиросян планирует обратиться в суд. Авиакомпания «Белавиа» намерена требовать с ГП «Украэрорух» возмещения расходов, связанных с возвратом самолета в международный аэропорт «Жуляны».