Поезд самого дальнего следования: 876 км, не покидая страны
Беларусь — страна с хорошо развитым железнодорожным сообщением. Мы привыкли, что из столицы до областных центров можно добраться за несколько часов, а до отдаленных городов — максимум за ночь. Тем не менее, есть у нас поезда с рекордным пробегом по стране. Маршрут «Брест — Коммунары» — самый длинный из тех, что не выходят за пределы страны: целых 876 километров. TUT.BY проехался из конца в конец и узнал, чем живут пассажиры и проводники долгие 17 часов.
Кругосветка по-белорусски
Первый заместитель начальника пассажирской службы БЖД Андрей Кашко утверждает: «Мы ездим не на такие большие расстояния, чтобы у нас использовалось большое количество вагонов с местами для лежания. Европа, увеличивая скорости, сегодня отходит от ночных поездов, от мест для лежания переходит к местам для сидения. Этот тренд наблюдается и у нас».
Однако поезд № 658 «Брест — Витебск» разбивает эти теоретические выкладки, ведь он сразу по нескольким параметрам рекордный. Во-первых, в его составе есть несколько прицепных вагонов «Брест — Коммунары», которые проходят 876 километров за 17 часов и 1 минуту. Во-вторых, в прицепном вагоне «Брест — Мурманск» пассажир от места старта до пограничной станции Езерище проведет 19 часов 46 минут — и это не покидая пределов Беларуси!
Поезд «Брест — Коммунары» появился в расписании в конце мая 2011-го, а с декабря 2015-го стал ходить ежедневно. Но раньше это был самостоятельный поезд, а сейчас — лишь прицепные вагоны к поезду «Брест — Витебск».
Поезд № 658 «Брест — Витебск» — один из тех, которые у нас называют «кругосветными». Такого же титула в народе удостоились поезда № 632 «Гродно — Гомель» (801 км, более 15 часов пути), № 606 «Брест — Витебск» (791 км, почти 17 часов пути), № 601 «Гомель — Полоцк» (616 км, двенадцать с половиной часов пути) и некоторые другие.
Кстати, рекордная протяженность внутрибелорусского маршрута могла бы быть еще больше. Когда-то давно в расписании значился поезд «Гродно — Унеча». Унеча — это российский город примерно в 80 километрах за Коммунарами. Потом этот поезд сократили до белорусской приграничной остановки Журбин, потом еще чуточку — до станции Белынковичи, а потом и вовсе расформировали. Так вот, если бы сейчас поезд «Брест — Коммунары» продлили до последней белорусской платформы на этом направлении — Журбин — то протяженность маршрута выросла бы еще на 29 км, до потрясающих 905 км.
Коммунары — это где?
Пора бы уже сказать несколько слов и про саму станцию Коммунары. Станция эта находится на дальней северной окраине райцентра Костюковичи в Могилевской области. Линию Орша — Коммунары — Унеча начали строить еще во время Гражданской войны, в 1916 году. Строительство шло с перебоями, к 1917-му уложили лишь три десятка километров рельс от Орши и столько же от Унечи до Суража. Линию Унеча — Коммунары ввели в строй еще во время войны, в 1918-м, а от Коммунар до Орши — только в 1923-м.
К истории про строительство линии и станции так и просится анекдот.
Эпоха освоения Запада. Подъезжает поезд, пассажир выходит из вагона. Домик вокзала, прерия — и больше ничего вокруг. Спpашивает y cмотpителя станции:
— Далеко ли до гоpода?
— Да миль шесть бyдет.
— А почемy вы не догадались постpоить вокзал ближе к гоpодy?
— Вначале мы так и хотели, но pешили, что лyчше постpоить вокзал ближе к pельсам.
Возможно, название станции дало месторождение меловых и мергельных пород. Впрочем, согласно официальной летописи, месторождение открыто в 1950, а детально разведано в 1971 году. Но еще на немецких военных картах эти месторождения обозначены.
Железная дорога у Костюковичей на советской карте 1937 и немецкой карте 1942 года. На советской карте видно, что станцию от города отделяет значительная пустошь. Перечеркнутыми квадратами на немецкой карте обозначены месторождения мела
Как бы то ни было, а сейчас удаленность станции от центра Костюковичей доставляет неудобство горожанам. Учитывая, что железка проходит вдоль всего города, было бы логично построить новую станцию поближе к центру — например, возле улицы Интернациональной, откуда до перекрестка главных городских улиц всего 1,2 км. Сейчас же от станции до этого перекрестка — ровно четыре километра.
С тех пор, как «закончился» поезд «Гродно — Унеча», через Коммунары не проходит никаких дальних поездов. Но Коммунары — конечная не для всех поездов БЖД: остались еще транзитные дизеля «Кричев — Белынковичи» (18 км за Коммунары, одна промежуточная остановка) и даже международный «Кричев — Сураж» (47 км от Коммунар, четыре промежуточных остановки). Удивительно в такой глубинке встретить «поезда региональных линий бизнес-класса», но в расписании действительно значится поезд № 778/778 и № 780 «Могилев — Коммунары». Впрочем, эти дизеля так называемого бизнес-класса есть и на линии «Могилев — Кричев», — видимо, в отдаленных уголках Могилевщины бизнес развит как нигде более. По пути в Коммунары мы видели этот бизнес-вагончик на станции в Кричеве.
Интересно, что на вокзале в Кричеве по громкой связи говорят по-белорусски слово «цягнік», а в Минске уже несколько лет назад зачем-то перешли на слово «поезд». Почти одновременно с нами в Кричев приезжает обычный дизель «Могилев — Кричев», а вскоре после отправления вслед за нами идет дизель «Орша — Коммунары». Он идет за нами по пятам, делает на несколько остановок больше и приходит в Коммунары через 16 минут после того, как на станции заканчивают свой путь остатки от поезда «Брест — Витебск» — прицепные вагоны «Брест — Коммунары». Из трехвагонного дизеля выходит дюжина человек, примерно столько же отправятся в обратный путь.
Брестский поезд стоит в Коммунарах 2 часа 21 минуту — за это время можно очень быстро сбегать в город и вернуться обратно, или детально изучить станцию и магазины вокруг и посмотреть, как «тапок» — тепловоз ТЭП70−0358 — переприцепляется к другому концу состава. А у вокзала оказывается интересный режим работы.
Рядом со станцией обнаруживается кафетерий «Смак», совмещенный с магазином. В интерьере используют народные мотивы — даже бутафорскую печь выстроили. У продавщицы закончились одноразовые ложечки, и она кладет нам в чай пластиковые вилки.
Самый дальний пассажир
Сегодня в нашем поезде было всего четыре вагона: №№ 11, 12, 13 и 16. Вагоны 11 и 12 — плацкартные, 13 — купе, 16 — общий. По воскресеньям прицепляют дополнительные вагоны: из страницы заказа билетов мы узнали, что к купейным может добавиться вагон № 14, к плацкартным — №№ 15 и 17, а вагон № 18 может быть как плацкартным, так и купейным.
Поезд по маршруту рекордной протяженности чуть было не отправился в очередной рейс без единого пассажира в 12-м вагоне. На памяти проводницы Ольги Хмелёвой такого еще не случалось; но если бы не наша командировка, — быть бы рекорду. Всего в поезд в Коммунарах сели несколько человек, и в нашем вагоне, кроме журналистов TUT.BY, никого не было до следующей остановки в Климовичах.
В Климовичах же состав пополнился почти на три десятка человек, из которых в наш вагон сели лишь двое. Многие «кругосветные» маршруты — что поезда в рамках страны, что троллейбусы в рамках города — наполняются по чуть-чуть на разных участках, и частая сменяемость пассажиров на остановках обеспечивает хорошую заполненность салона от начала и до конца. Но прямиком из конца в конец ездят нечасто: наверняка найдется более быстрая альтернатива с пересадкой или вовсе другим видом транспорта. Проводница не смогла припомнить обычных пассажиров, которые бы ехали из Коммунар в Брест или обратно. Но в наш вагон подсел парень, хоть немного нарушивший эту закономерность. Алексей Белоштентов из Климовичей уже второй год служит на погранзаставе в Бресте и второй раз добирается к месту службы на прямом поезде. Таким образом, сегодня он — самый «дальний» пассажир: ему предстоит провести в вагоне 848 км и чуть больше пятнадцати часов.
— Долго ехать-то. Чем развлекаешься в вагоне?
— Да, долговато. Чем заняться? В телефоне «посижу», радио, музыку послушаю. На станциях подышать воздухом выхожу.
— А почему не в купе? Лег бы и спал всю дорогу: солдату ведь надо высыпаться впрок.
— Купе дороже выходит [21 рубль против 15 — TUT.BY], да и в плацкарте веселее, всегда поговорить с кем-то можно.
По словам Алексея, из его города поступили служить в Брест около десятка человек, но еще ни разу ему не удавалось добираться до границы вместе с сослуживцами. Ни одного злостного нарушителя государственной границы он пока еще не задержал.
Остановка в пути — пассажира разбуди
На путь из Бреста до Коммунар поезду отводится 17 часов 01 минута, обратно — 15 часов 53 минуты. По пути «туда» предусмотрено 30 промежуточных остановок общей длительностью 223 минуты (почти 4 часа), по пути «обратно» — 29 остановок «всего» на 173 минуты (почти 3 часа). У электрички «Минск — Молодечно» остановок и то меньше!
По пути мы считаем, сколько пассажиров заходит или выходит. На станции Ходосы поезд снова пополняется тремя десятками человек, из которых семеро попадают в наш вагон. Вероятно, это жители Мстиславля — ближайшего крупного города. Но в целом в наш вагон заходят нечасто, даже в крупных городах добавляются по два-три человека. После станции Погодино (город Горки) набралась треть вагона, после Смолевичей — уже половина. Проводница объясняет:
— При продаже билетов на станциях кассиры специально так выдают места, чтобы распределить потоки. Например, в соседнем, одиннадцатом вагоне, за первую половину пути наберется много пассажиров. В Минске большая их часть выйдет, но много же и зайдет и поедет дальше. А в наш, двенадцатый вагон билеты продают, в основном, «дальнобойным» пассажирам — которые сядут задолго до Минска, проедут столицу транзитом и выйдут далеко за Минском. Исключение — билеты, которые пассажиры покупают сами, через интернет, — тогда они выбирают места, как угодно.
И действительно: в Минске из нашего вагона вышла всего одна пассажирка, а зашли около пяти. Но целиком вагон не заполняется ни на одном участке, до самого конца почти все верхние полки свободные. Впрочем, это объясняется тем, что мы едем в будни, а в выходные частенько заняты все места. Интересная деталь: и при поездке в Коммунары, и при поездке в Брест у проводниц на станциях не было при себе распечатанного списка пассажиров, которые купили электронные билеты. Оказывается, сегодня лишь мы — «электронные пассажиры», и проводницы по памяти называют наши фамилии и места в вагоне. Но в выходные, когда едет много студентов, без списка уже не обойтись.
До нашего вагона пока не добрались биотуалеты, а значит, уборные должны быть закрыты на каждой из трех десятков остановок. Границы санитарных зон в общей сложности добавляют еще три часа, при этом некоторые границы зон — на подъезде к Барановичам со стороны Ляховичей и на выезде из Орши в сторону Кричева — на табличке на двери туалета вовсе не обозначены. Получается, что туалет пассажирам недоступен почти 6−7 часов в зависимости от направления.
Белье брать будете?
В Орше поезд стоит полчаса: тепловоз меняют на электровоз. Теперь «теремок» — локомотив модели ЧС4т — будет везти нас до станции Барановичи-Полесские, где снова поменяют на тепловоз-«тапок».
Незадолго до Орши мы наблюдали интересную сценку. Зашедший на одной из станций парень раскатал на «боковушке» матрас, а затем застелил его собственной простыней и в свою же наволочку завернул подушку. Конечно, проводница заметила этот фокус и сделала пассажиру замечание: правила запрещают пользоваться своим бельем. Парень ответил: а у меня, мол, аллергия на ваши простыни, и что мне теперь — не спать, что ли? Но после пошел и заплатил за «одобренный» пакет с бельем и постелил его на матрас. Впрочем, собственное белье он все равно застелил поверх казенного.
Этот эпизод побудил нас задать проводнице несколько «наивных» вопросов — из тех, какие пассажиры порой стесняются задать сами или ответы на которые, как им кажется, они и так знают.
— Действительно ли нельзя пользоваться матрасом без заказа казенного комплекта постельных принадлежностей?
— Да, правила запрещают расстилать матрас на полке, не укрыв его комплектом белья. Точно так же нельзя брать одеяла из стопки у купе проводника, если не заказываешь постель.
— А сколько всего комплектов белья загружают в вагон и хватает ли на всех пассажиров?
— В каждый рейс мы берем 120 комплектов. Как правило, в вагоне в будний день сменяется около пятидесяти пассажиров, в выходные — и больше сотни может пройти. Бывало, что белья не хватало — тогда приходилось одалживать в соседнем вагоне.
— Можно ли набирать кипяток в свою кружку и обязательно ли при этом покупать чай?
— Да, кипяток можно брать смело и не бояться, что он закончится: в водопроводную систему заливается около 800 литров, и в «титане» она постоянно греется. А чай покупать необязательно. И хотя он у нас совсем недорогой, я замечаю, что в последнее время люди все чаще берут в поездку термосы — так что план продаж падает.
— А можно ли купить у вас чай и во время долгой остановки выйти с ним на перрон?
— Ой, даже не знаю. Еще никто с такой просьбой не обращался!
— В инструкциях пишут, что пассажир может попросить у проводника шахматы или шашки и ремни безопасности, чтобы не упасть с полки. И как — просят?
— Настольные игры — это только в купейных вагонах. А ремни просят, конечно, и я выдаю. Но не припомню, чтобы кто-нибудь сваливался и без ремней.
— Зачем проводнику сразу два купе и разрешается ли вам спать в пути?
— Одно купе рабочее, второе — для отдыха. Спать, конечно, разрешается, но не в рабочее время, а в пересменку. На два вагона приходится трое проводников, и пока два работают — третий может спать. По пути из Бреста мы отдыхаем дважды: от Иваново до Лунинца и от Орши до Коммунаров, а на обратном пути — лишь один раз, на участке после Минска.
— Чем топите печь в вагоне — углем или дровами?
— На участках, где состав ведет тепловоз, мы разжигаем печь дровами, а топим углем. Золу на пути из Коммунаров выбрасываем в урны в Орше и в Бресте. А там, где едем «под шнурком», — энергия для отопления идет от электровоза.
— Ездят ли пассажиры зайцем и срывают ли стоп-кран?
— Раньше, бывало, «зайцы» заходили в вагон под видом проезжающих, а потом прятались в рундук или пытались отсидеться в тамбуре. Но давно уже такого не было. И стоп-кран тоже на моей памяти не трогают.
Трудовые вахты
До Бреста в нашем вагоне добрались всего 12 человек: после Минска около дюжины вышли на промежуточных остановках где-то в ночи. Среди «уцелевших» пассажиров — три женщины, подсевшие в вагон в Жодино. Одна из них была нашей попутчицей. Женщины допоздна, за полночь пили чай и шумно обсуждали мебель разных производителей. Они едут в Брест с большими сумками и тележками, чтобы закупить товаров на рынке в Ковалево, а потом повезут их продавать аж в Москву. У проводниц своя вахта, у торговок — своя.
Нам припомнилась еще одна пассажирка со станции Жодино. Еще по пути в Коммунары она, пожилая бабушка, села в Жодино. Рассказала, что приезжала к зятю, отвозила ему грибы, а заодно навещала всех родственников. Наблюдая обширные поля между золотыми дубравами, она вслух отмечала, что еще не всю кукурузу убрали. Бабушка сошла на станции Темный Лес недалеко от райцентра Дрибин.
В Брест поезд пришел в 7.45 утра. Из купейного вагона железнодорожники начали вытаскивать какие-то большие коробки, пассажиров начали отлавливать таксисты, а проводники принялись за очередную уборку вагонов.
А очередной рейс на Коммунары — в 20.30. Проводница Ольга Хмелёва говорит, что тоже будет работать на этом рейсе. Вообще маршрут в Коммунары считается в их участке довольно сложным: протяженность большая, остановок много, отдых между рейсами короткий. Один круг туда-обратно — это 37 часов. А всего в месяц на разных маршрутах случается вырабатывать 170−180 часов и даже больше.
Для нее стал открытием факт, что «Брест — Коммунары» — самый протяженный маршрут в стране. Рекордный.
Крупнейшая площадка объявлений Беларуси собирает рекорды, которые могут стать поводом для гордости и синонимом к определению «больше всего в Беларуси». Хотите попасть в историю? Присылайте заявку на rekordy.kufar.by и, возможно, ваша коллекция пополнит «Рекорды Куфара».