"Сорвался счетчик, кипяток залил 3 этажа". Хозяйка "аварийной" квартиры ищет виновника ЧП
Все началось в один не очень прекрасный августовский субботний день, когда могилевчанке Ирине Киселевой на мобильный позвонили соседи: горячая вода из ее квартиры на третьем этаже дома по улице Кутузова заливает жилье на двух нижних, пишет «Рэспубліка».
— Я сразу же сорвалась с места. Воду сантехник домоуправления к этому моменту перекрыл, однако в комнатах пар еще держался, а деревянные полы набухли. Как выяснилось, беды наделал счетчик на горячую воду: механизм не выдержал напора, и кипяток хлынул на свободу. Будь он установлен в ванной, ущерб, скорее всего, был бы поменьше. Но из четырех счетчиков в квартире самым слабым звеном оказался тот, что возле кухни, — поведала невеселую хронику домашнего потопа Киселева.
Соседи снизу тоже пострадали: ламинат у них вздыбился, побелка на потолке пожелтела, обивка на диване и креслах потемнела, а обои в гостиной и прихожей отстали от стен. Потоп «наследил» и у жильцов с первого этажа, но те, видя масштаб чужого бедствия, требовать компенсации не стали.
— Главная претензия, высказанная мне в разных инстанциях, — почему, дескать, меня дома не оказалось? А если уж надумала уйти, то почему стояки не перекрыла? Но я свой договор с ЖЭУ до дыр изучила. Там черным по белому написано: перекрывать трубы хозяин должен лишь тогда, когда оставляет жилье больше чем на трое суток", — недоумевает Ирина Николаевна.
Но главным, разумеется, оказался денежный вопрос. Кто компенсирует потери? Кто вообще в ответе за счетчик?
— Разумеется, хозяин дома, — пояснил начальник участка по поверке и ремонту приборов учета воды могилевского «Горводоканала» Дмитрий Кушнеревич. Правда, в квартире Киселевой «пошалил» механический контроллер из подменного фонда. Его, уточнила хозяйка квартиры, установили после плановой поверки.
— В таком случае, — отметил Кушнеревич, — за счетчик отвечает поставившая его организация, то есть «Горводоканал». В течение гарантийного срока, на который обычно отводится год.
Но если произошло ЧП, разбираться в нем приходится досконально: вдруг авария локального масштаба случилась, скажем, из-за того, что счетчик кто-то пнул ногой или ударил тяжелым предметом? Здесь без экспертизы не обойтись. Что вообще входит в понятие «подменный фонд»?
— Счетчик в среднем служит около 5 лет. В Могилеве вал их установки пришелся на 2010−2011 годы, потому сейчас многие из приборов нуждаются в поверке. Раньше такая процедура занимала много времени, специалисты приходили к абоненту дважды: чтобы снять счетчик, а затем — установить заново. Сегодня представитель «Горводоканала» сразу оказывает две услуги: один прибор берет на поверку, а другой, из подменного фонда, устанавливает, — рассказал Дмитрий Антонович.
Старый прибор после экспертизы и, если нужно, ремонта и промывки пополняет подменный ресурс. Ирина Николаевна утверждает: ее водомер ровно год исправно себя и вел. А спустя пару месяцев преподнес такой вот «сюрприз».
— Документ, выданный на руки одновременно с установкой подменного счетчика, сведений о сроках гарантии не содержал. Там указана лишь дата новой поверки, и это — двадцатый год, — подчеркнула могилевчанка.
С такой ситуацией, признала диспетчер обслуживающего дом на Кутузова «Жилконтакта» Светлана Сысковец, их домоуправление за 5 лет существования столкнулось впервые. Специалисты тоже не скрывают: чаще выходят из строя фильтры, которые устанавливают обычно одновременно с теми же водомерами. Нередко «буянят» смесители и трубы. Отношения после вызванных такими поломками потопов соседи нередко выясняют годами, в том числе и со страховщиками.
— Владельцу одной из залитых квартир виновник по решению суда сначала выплатил 400 рублей. Однако тот провел ряд независимых экспертиз и доказал, что на самом деле сумма ущерба в 10 раз больше. В итоге через полгода требуемую сумму получил, причем за счет пени она даже немного выросла, — старший помощник прокурора Могилева Елена Дубровская отметила, что до суда доходят далеко не все «мокрые» конфликты. Большинство граждан все-таки стараются погасить огонь мирным способом.
Кстати, соседи Ирины Киселевой, как оказалось, свое имущество тоже предусмотрительно застраховали. И не без основания рассчитывают, что компания вернет им более 4000 рублей — именно в такую сумму оценены расходы на ремонт.
— Но кто компенсирует эти затраты самому страховщику? — Ирина Николаевна призналась, что опасается, как бы в итоге возмещать ущерб от локального потопа не пришлось ей самой. А ведь она тоже пострадавшая сторона. Пока точка в этой истории еще не поставлена.