Мешочки с солью, конторки и оптимизм учителей. Как сохранить здоровье школьника
Рост функциональных нарушений, хронических заболеваний, отклонений в физическом развитии человека происходит в период обучения в школе. Каково здоровье белорусских школьников, и как детям избежать болезней, во время круглого стола 7 октября рассуждали эксперты из Минобразования, педагогического университета, сознательные родители и представитель образцовой школы.
Традиционно «школьными» болезнями считаются нарушения зрения и осанки. С 2006 проблемы со зрением наблюдались у 9% школьников, а к 2015 году их доля достигла уже 14%. А вот с осанкой дела обстоят лучше: в последние годы доля детей с нарушениями осанки держится на 8% (в 2006 году было 9%).
Главную роль в этом сыграла смена мебели в школах: вместо столов в начальных классах теперь используют парты. Проблема по-прежнему сохраняется в средних и старших классах, так как там уроки проходят в разных кабинетах. А половина школ оснащена конторками, за которыми можно заниматься стоя, рассказала завотделением гигиены и общественного здоровья Республиканского центра гигиены и эпидемиологии Алла Малахова.
За последние годы снизился и вес ранцев. В 2014 уменьшили массу учебников. Кроме того, Центр гигиены заложил в санитарные требования наличие индивидуальных ячеек, чтобы школьники не носили с собой материалы для труда, краски и прочие принадлежности.
— Мы ввели требования к шрифтам, краскам в учебнике в зависимости от возраста и предмета. Мы предприняли меры по всем направлениям, но сегодня хочется видеть более динамичный режим обучения: сочетание двигательных элементов и более активные перемены, — сказала Алла Малахова.
Проблемы гастрита в школах специалист не видит. За последние 10 лет гастрит в списке школьных болезней опустился со второго места на пятое-шестое. Во многом это объясняется сбалансированностью школьного питания. Но заведующая лабораторией проблем здоровья детей и подростков Республиканского научно-практического центра «Мать и дитя» Маргарита Девялтовская считает, что встречаются случаи заболеваний гастритом из-за модели питания в семье. У подростков наблюдается метаболический синдром, повышенное артериальное давление, повышенная глюкоза в крови, избыточная масса тела.
Чтобы донести азы правильного питания до самого ребенка, в младших классах уже 4 года проводят уроки по красочным книгам «По ступенькам про здоровое питание». Книги эти, по словам Маргариты Девялтовской, по запросу бесплатно развозят по школам.
Заместитель директора по учебной работе на 1-й ступени обучения СШ № 69 в Гомеле Елена Свиридова — из образцовой школы, которая как раз и придерживается принципов, сберегающих здоровье. Например, в начальных классах по 10−15 минут на уроке дети сидят с мешочками с солью на голове. По словам Елены Свиридовы, уже к середине 1 класса дети привыкают держать спину. Показатель, что проблемы с осанкой в этой школе снизились с 16% до 8%.
— Но если нет личного интереса, не будет такого прогресса. Нужно работать с учителями, чтобы они загорелись этой идеей. В школу идут за знаниями, но не любой ценой.
Кроме того, в школе созданы коридоры рекреации. Там для первоклассников на полу нарисована гусеница с лапками, по которой дети прыгают. На школьной площадке есть дорожка, посыпанная природными материалами, по которой в теплое время дети бегают босиком.
— Только в старших классах эти принципы не очень получается внедрять. Человеческий фактор, наверное, — заключила Елена Свиридова.
На это прозвучало предложение доплачивать учителям за экспериментальную работу и успехи в сохранении здоровья у детей.
«В школе терпят все» и стресс из-за нацеленности на лидерство
Заместитель директора Института психологии БГПУ Сергей Жеребцов добавил, что одним из факторов роста заболеваемости является стресс в школе, а многие болезни «от головы». Стресс проявляется в том, как ребенок воспринимает себя в классе, как относится к учителю, учебному материалу, и как родители оценивают его учебу в школе.
— Смысловая система определяет его эмоциональное состояние и, в конце концов, здоровье. В фокусе должен быть каждый ребенок, а то, что происходит в школе, определяет состояние учителя. Поддерживает ли школа оптимистичное настроение учителя, азарт работы или упирает на формальный аспект обучения. В школах очень много формализма, и учитель не может увлеченно обратиться к детям и не думать о заполнении бумажек.
Специалист также обратил внимание на важность оценки хронометража домашних заданий, которые даются в средних и старших классах. Если в младших классах учитель сам ведет все уроки и может это оценить, в старших классах идет «битва за свой предмет».
— Для каждого учителя его предмет самый главный, а ребенок часами проводит дома за домашним заданием. А если он ходит и в кружки, музыкальную школу, он мало двигается в итоге. Если ребенок делает много, это не всегда полезно для его здоровья. Надо понимать, что здоровье — это средство для реализации других важных смыслов в жизни. Надо эту мысль и продвигать в школе. Ребенок должен быть захвачен деятельностью, которая ему действительно интересна. Но школа часто — это дом терпимости — там терпят все, — заключил Сергей Жеребцов.
Маргарита Девялтовская отметила тут и другую тенденцию: когда стресс у детей вызывают родители, формируя у ребенка к семи годам нацеленность на лидерство.
— Эти дети учат постоянно, до часа ночи, и испытывают стресс, даже если нет поводов. Они жутко переживают, если получают 9, а не 10. Это не школьный стресс, а перегибы в семье.
Алла Малахова возразила, что существуют нормативы по количеству домашнего задания. В 11 классе он составляет максимум 3,5 часа (было 4). По ее словам, в планах уменьшить и это время. Правда, ей возразили, что в реальности это правило не выполняется.
Отметили специалисты и то, что никто не следит за тем, сколько времени ребенок проводит дома за компьютером. К примеру, исследования показали, что 20% детей 10−12 лет спят меньше 8 часов в сутки.
Начальник организационно-аналитического управления Национального института образования Минобразования Лилия Кузнецова отметила, что очень многое зависит от того, как в школе внедряются правила. Она заметила, что встречаются случаи халатности.
— Все должно быть очень серьезно, там дети. Трудно сказать, что чего-то не хватает. Просто надо выполнять то, что требуется.