Мешочки с солью, конторки и оптимизм учителей. Как сохранить здоровье школьника

Источник материала:  
08.10.2016 12:48 — Новости Общества

Рост функциональных нарушений, хронических заболеваний, отклонений в физическом развитии человека происходит в период обучения в школе. Каково здоровье белорусских школьников, и как детям избежать болезней, во время круглого стола 7 октября рассуждали эксперты из Минобразования, педагогического университета, сознательные родители и представитель образцовой школы.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото Дмитрий Брушко, TUT.BY

Традиционно «школьными» болезнями считаются нарушения зрения и осанки. С 2006 проблемы со зрением наблюдались у 9% школьников, а к 2015 году их доля достигла уже 14%. А вот с осанкой дела обстоят лучше: в последние годы доля детей с нарушениями осанки держится на 8% (в 2006 году было 9%).

Главную роль в этом сыграла смена мебели в школах: вместо столов в начальных классах теперь используют парты. Проблема по-прежнему сохраняется в средних и старших классах, так как там уроки проходят в разных кабинетах. А половина школ оснащена конторками, за которыми можно заниматься стоя, рассказала завотделением гигиены и общественного здоровья Республиканского центра гигиены и эпидемиологии Алла Малахова.

За последние годы снизился и вес ранцев. В 2014 уменьшили массу учебников. Кроме того, Центр гигиены заложил в санитарные требования наличие индивидуальных ячеек, чтобы школьники не носили с собой материалы для труда, краски и прочие принадлежности.

— Мы ввели требования к шрифтам, краскам в учебнике в зависимости от возраста и предмета. Мы предприняли меры по всем направлениям, но сегодня хочется видеть более динамичный режим обучения: сочетание двигательных элементов и более активные перемены, — сказала Алла Малахова.

Проблемы гастрита в школах специалист не видит. За последние 10 лет гастрит в списке школьных болезней опустился со второго места на пятое-шестое. Во многом это объясняется сбалансированностью школьного питания. Но заведующая лабораторией проблем здоровья детей и подростков Республиканского научно-практического центра «Мать и дитя» Маргарита Девялтовская считает, что встречаются случаи заболеваний гастритом из-за модели питания в семье. У подростков наблюдается метаболический синдром, повышенное артериальное давление, повышенная глюкоза в крови, избыточная масса тела.

Чтобы донести азы правильного питания до самого ребенка, в младших классах уже 4 года проводят уроки по красочным книгам «По ступенькам про здоровое питание». Книги эти, по словам Маргариты Девялтовской, по запросу бесплатно развозят по школам.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото Дмитрий Брушко, TUT.BY

Заместитель директора по учебной работе на 1-й ступени обучения СШ № 69 в Гомеле Елена Свиридова — из образцовой школы, которая как раз и придерживается принципов, сберегающих здоровье. Например, в начальных классах по 10−15 минут на уроке дети сидят с мешочками с солью на голове. По словам Елены Свиридовы, уже к середине 1 класса дети привыкают держать спину. Показатель, что проблемы с осанкой в этой школе снизились с 16% до 8%.

— Но если нет личного интереса, не будет такого прогресса. Нужно работать с учителями, чтобы они загорелись этой идеей. В школу идут за знаниями, но не любой ценой.

Кроме того, в школе созданы коридоры рекреации. Там для первоклассников на полу нарисована гусеница с лапками, по которой дети прыгают. На школьной площадке есть дорожка, посыпанная природными материалами, по которой в теплое время дети бегают босиком.

— Только в старших классах эти принципы не очень получается внедрять. Человеческий фактор, наверное, — заключила Елена Свиридова.

На это прозвучало предложение доплачивать учителям за экспериментальную работу и успехи в сохранении здоровья у детей.

«В школе терпят все» и стресс из-за нацеленности на лидерство

Заместитель директора Института психологии БГПУ Сергей Жеребцов добавил, что одним из факторов роста заболеваемости является стресс в школе, а многие болезни «от головы». Стресс проявляется в том, как ребенок воспринимает себя в классе, как относится к учителю, учебному материалу, и как родители оценивают его учебу в школе.

— Смысловая система определяет его эмоциональное состояние и, в конце концов, здоровье. В фокусе должен быть каждый ребенок, а то, что происходит в школе, определяет состояние учителя. Поддерживает ли школа оптимистичное настроение учителя, азарт работы или упирает на формальный аспект обучения. В школах очень много формализма, и учитель не может увлеченно обратиться к детям и не думать о заполнении бумажек.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото Дмитрий Брушко, TUT.BY

Специалист также обратил внимание на важность оценки хронометража домашних заданий, которые даются в средних и старших классах. Если в младших классах учитель сам ведет все уроки и может это оценить, в старших классах идет «битва за свой предмет».

— Для каждого учителя его предмет самый главный, а ребенок часами проводит дома за домашним заданием. А если он ходит и в кружки, музыкальную школу, он мало двигается в итоге. Если ребенок делает много, это не всегда полезно для его здоровья. Надо понимать, что здоровье — это средство для реализации других важных смыслов в жизни. Надо эту мысль и продвигать в школе. Ребенок должен быть захвачен деятельностью, которая ему действительно интересна. Но школа часто — это дом терпимости — там терпят все, — заключил Сергей Жеребцов.

Маргарита Девялтовская отметила тут и другую тенденцию: когда стресс у детей вызывают родители, формируя у ребенка к семи годам нацеленность на лидерство.

— Эти дети учат постоянно, до часа ночи, и испытывают стресс, даже если нет поводов. Они жутко переживают, если получают 9, а не 10. Это не школьный стресс, а перегибы в семье.

Алла Малахова возразила, что существуют нормативы по количеству домашнего задания. В 11 классе он составляет максимум 3,5 часа (было 4). По ее словам, в планах уменьшить и это время. Правда, ей возразили, что в реальности это правило не выполняется.

Отметили специалисты и то, что никто не следит за тем, сколько времени ребенок проводит дома за компьютером. К примеру, исследования показали, что 20% детей 10−12 лет спят меньше 8 часов в сутки.

Начальник организационно-аналитического управления Национального института образования Минобразования Лилия Кузнецова отметила, что очень многое зависит от того, как в школе внедряются правила. Она заметила, что встречаются случаи халатности.

— Все должно быть очень серьезно, там дети. Трудно сказать, что чего-то не хватает. Просто надо выполнять то, что требуется.

←"Спи один", или Как предохраняться, чтобы не рожать нежеланных детей

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика