Живой тир. Кто и зачем стреляет в зубров в Беловежской пуще
На днях в Сети появилось видео, на котором охотник из ружья застрелил зубрицу в Беловежской пуще. Пользователи Сети поставили под сомнение законность мероприятия и обрушились с критикой в адрес национального парка. На какого зубра можно охотиться, сколько это стоит и кому это выгодно — узнавал TUT.BY.
Видео: puszcza.urest.org
Видео охоты было снято 29 сентября, сообщает неофициальный сайт Беловежской пущи.
Отстрел зубрицы проводился на законном основании, пояснил TUT.BY заместитель генерального директора по науке и экологическому просвещению НП «Беловежская пуща» Василий Арнольбик, добавив, что животное относилось к резервному генофонду.
Зубры делятся на две категории. Здоровые особи относятся к основному генофонду, а те, у которых есть заболевания, отклонения, — к резервному. На последних разрешена коммерческая охота.
«Представьте, если они начнут размножаться и наносить вред популяции. Поэтому слабые животные изымаются», — сообщил начальник Брестской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира Дмитрий Кривоблоцкий.
Перевод зубра из основного в резервный генофонд в пуще — явление редкое. За последние три года были «отбракованы» 23 особи, сообщил TUT.BY ведущий научный сотрудник национального парка «Беловежская пуща», кандидат биологических наук Алексей Буневич. Решение принимается комиссионно с участием специалистов из Академии наук, ветслужбы и охраны природы.
На каждую особь готовят акт перевода в резервный генофонд, который отправляют в Минприроды, а при отстреле составляется акт выбраковки в двух экземплярах. Один остается в пуще, другой отправляется в Минприроды.
«Деньги уходят на закупку кормов»
На сегодняшний день в Беловежской пуще зубров даже с излишком — оптимальная численность превышена на 130 особей. При этом ежегодный прирост — 50 телят, а изымают (отстреливают) в среднем восемь голов. По приблизительным подсчетам Алексея Буневича, содержание зубриного стада в год обходится примерно в 110 тысяч евро — на эти цели и направляется прибыль от коммерческой охоты.
— Деньги уходят на закупку кормов, комбикорма, чтобы кормить основное стадо и содержать зубров.
По информации Алексея Буневича, стоимость охоты в национальном парке составляет от 5 тысяч евро за зубриху до 12 тысяч за самца с «золотым трофеем». Охота проходит в сопровождении сотрудников пущи, которые показывают, по кому можно стрелять. То есть, по большому счету, за такие огромные деньги и не охота-то вовсе — так, живой тир. Для опытных зверобоев сам процесс неинтересен. Специалисты в шутку сравнивают охоту на зубра с охотой на коров: животное стадное, выслеживать его не нужно. Единственное, что привлекает охотника, — трофей. Но, учитывая высокую стоимость, желающих купить такую путевку мало.
«Можно сказать, единичные случаи», — говорит Василий Арнольбик.
«Проще добыть косульку»
Непопулярен зубр и среди браконьеров. Прежде всего пугают высокие штрафы: за одну незаконно отстреленную особь только возмещение вреда, причиненного окружающей среде, обойдется в 400 базовых (8,4 тысячи рублей), в заповедной же зоне — 1200 (25 200 рублей).
«Да и в машину его (зубра. — TUT.BY) не загрузишь. Чтобы его добыть, нужно четыре-пять человек, чтобы быстро с этим управиться. Редкий человек может располагать такими ресурсами. Браконьеру проще добыть косульку и быстро вывезти», — рассказывает Дмитрий Кривоблоцкий.
Напомним, в прошлом году болгарин по ошибке застрелил зубра вместо кабана. Вред природе оценили в 216 миллионов неденоминированных рублей. Кроме того, у погибшего животного оказались рога высокого трофейного качества, эксперт оценил их по балльной системе СИС на «серебро». Их стоимость с учетом того, что трофей был добыт нелегальным способом, составила 92 тысячи евро.