Мацаробка, мясасечка и еще 13 примеров отличного белорусского дизайна последних 150 лет

Источник материала:  
24.09.2016 11:28 — Новости Общества

В октябре Белорусский Союз дизайнеров презентует каталог «Тутэйшы дызайн. Асобы. Рэчы». Помимо списка современных белорусских дизайнеров с примерами их работ, каталог в алфавитном порядке рассказывает о предметах быта, дизайном и продуманностью которых можно гордиться. Все они были сделаны или придуманы белорусами на протяжении последних 150 лет.

Белорусский Союз дизайнеров скрупулезно разыскивал предметы, выяснял их происхождение и порой делал невероятные открытия. Некоторые вещи находились случайно на свалке, какие-то приобретались на блошиных рынках и аукционах, а какие-то удалось найти только за рубежом. Энциклопедию белорусского дизайна в будущем планируют перевести в формат музея. Пока собранная информация доступна на сайте designtut.by.

— Дизайн как таковой и красота вещи стоит на последнем месте после надежности, функциональности, цены, удобства и эргономичности. Надо оценивать вещь в комплексе и под дизайном понимать совокупность всех этих свойств. В первую очередь, вещь должна интегрироваться в жизнь, — объясняет председатель Белорусского Союза дизайнеров Дмитрий Сурский.

Акуляры


Фото с сайта designtut.by

Первый в Российской империи завод очков появился в Витебске в конце XIX века — Витебская государственная очковая фабрика. Кроме прочего, там производились физические, оптические и хирургические инструменты, увеличительное стекло. В 1910 году на заводе трудилось 125 человек (преимущественно женщины).

После национализации в 1919 году завод получил название Государственной фабрики очков имени Розы Люксембург Совнаркома БССР и был монополистом в производстве защитных очков и масок для горной и химической промышленности. В 1936—1941 годы на этом заводе выпускали очки для летчиков.

Когда началась война, завод переехал на Урал, а в обновленных цехах разместился Витебский завод электроизмерительных приборов. Но какое-то время очки для всей советской авиации выпускались именно в Беларуси.

Кавярнік


Фото с сайта designtut.by

— Я его нашел на мусорке на своей даче. Большей радости давно не испытывал: кофейник в прекрасном состоянии, без отколотой эмали, очень изящный и, как выяснилось, выпущен в Беларуси, — вспоминает историю находки Дмитрий Сурский.

Кофейник сделан в артели «Молот» в Гомеле в 1956 году. На дне посуды есть соответствующий штамп. Емкость кофейника — 2 литра. Это редкий удачный пример отечественного редизайна известных аналогов без использования штампа: весь кофейник сделан методом гнутия, вальцовки и точечной сварки.

Кофейники похожей формы известны в Европе с начала ХХ века. Некоторые предприятия до сих пор их выпускают.

Камбайн


Фото с сайта designtut.by

Производство комбайнов имеет корни в Беларуси. Выпускник Горы-Горецкого земледельческого института А. Власенко в Тверской губернии разработал в 1868 году конную зерноуборку, но популярности это изобретение не получило. Массово комбайны стали использовали с середины ХІХ века в США, а механическая техника появилась в 1890 году.

Главный белорусский завод, который выпускал комбайны — «Гомсельмаш», — был основан в 1930 году. С 1977 году предприятие начало выпуск самоходных кормоуборочных комбайнов. Прицепной кормоуборочный комбайн «Вихрь» производился с 1971—1972 годах на «Гомсельмаше». В 1974 году техника получила Знак качества СССР. Это был первый советский комбайн, который мог убирать не только кукурузу, но и травы.

Кашпо


Фото с сайта designtut.by

По всей видимости, это предмет авторства известного художника, основоположника белорусского дизайна, Михаила Михолапа. Выпустил кашпо Минский фарфоровый завод в 50-е годы.

— Это была очень распространенная вещь в общественных учреждениях и квартирах белорусов. Можно сказать, открытая интервенция сталинского ампира в жизнь простого человека. Я помню это кашпо с детства, оно всегда казалось образцом мещанского быта, и меня это жутко раздражало, — припоминает Дмитрий Сурский. — Но заслуга дизайнера в том, что он сумел в этой дешевой технологии и огромных тиражах сохранить образ античной утонченности. Сегодня эта вещь видится иначе: теплый материал, живая, прекрасная вещь!

Крэсла


Фото с сайта designtut.by

Автор этой модели — немец Эрвин Шуберт. В 30-е годы он получал премии на европейских конкурсах за уникальные разработки. Еще до войны он бежал в Союз от немецкого фашизма, отсидел всю войну в лагерях, а с 1963 года был главным архитектором мебельной промышленности БССР.

Модель, разработанная в начале 60-х, производится до сих пор. Несмотря на то, что в те годы СССР делал упор на конструктивизм и в целях тотальной экономии максимально упрощал формы и полностью убирал декор, Шуберту удалось создать технологичный, скромный, но при этом чрезвычайно прочный, удобный и элегантный стул — действительно знаковый пример белорусского дизайна. И это первое в истории плоскоклеенное кресло белорусского производства.

Дореволюционное предприятие в Мостах, где выпускались кресла Шуберта, заработало в 1927 году как фанерный завод (в том числе по производству авиационной фанеры). С 50-х годов предприятие выпускало и товары народного потребления.

Мацаробка


Фото с сайта designtut.by

— Проект называется «тутэйшы» дизайн, а не «белорусский», потому что на самом деле на этой территории жило много национальностей — и евреи, и татары, и русские, и литовцы. Но сохранилось мало артефактов. Культовые вещи — одинаковые во всем мире, там нет региональных особенностей. А предметов быта, которые имели бы отношение к конкретному региону и национальности, мало. Но мы нашли машинку по производству мацы, — говорит Сурский.

Такие машинки в советское время могли быть только самодельными. Маца — необходимый элемент Песаха. Сначала ее изготавливали исключительно вручную. В советское время существовали подпольные пекарни по производству мацы. Для данной «мацаробкі» использован валик от стиральной машины и велосипедная цепь. Ее изготовили в Орше в 60-е годы.

Мясасечка


Фото с сайта designtut.by

— Эта мясорубка уникальная из-за расстановки ножек, она словно сидит на шпагате. Ее произвели в Орше на заводе «Красный борец» во второй половине 50-х лет, есть соответствующий штамп. Это изделие не крепилось на столе, а просто стояло. Приходилось держать его одной рукой, а другой крутить ручку. Не очень удобно, но изящно, — отмечает председатель Союза дизайнеров.

Современный вариант мясорубки разработал в первой половине ХІХ века известный немецкий изобретатель Карл Драйз. Похожую конструкцию предлагал австриец Петер Митерхофер. С того времени принцип работы не изменился, но в начале ХХ века к ручным мясорубкам добавились электрические — очень громоздкие. Современные компактные электрические мясорубки появились в 1940-х.

Транзістар «Акіян»


Фото с сайта designtut.by

— «Океан-205» — очень успешная белорусская версия рижской модели «ВЭФ Транзистор-17», которую в 1968 году в духе советской кооперации передали на минский радиозавод «Горизонт». Эта модель выпущена в 1973 году, и она несколько раз награждалась Знаком качества СССР. У «Океана» был неплохой звук, он принимал весь диапазон радиоволн, которые доносили до нас отравляющий шепот вражеских голосов, — объясняет Дмитрий Сурский.

Ордэн


Фото с сайта designtut.by

Во время проведения политики коренизации в СССР (в Беларуси это белорусизация) в советских республиках создавалась собственная система наград. Известный белорусский график Геннадий Змудинский придумал эскиз ордена Трудового Красного знамени БССР. Летом 1924 года эскиз утвердили на заседании президиума ЦВК БССР. На ордене были надписи на белорусском, польском языке и идише — трех государственных языках в то время. В Москве заказали 300 экземпляров, и 1 января 1924 года орден был утвержден как высшая награда БССР.

Всего до 1933 года было вручено 160 таких орденов. Помимо конкретных людей, награждали коллективы и воинские единицы. Потом на смену ему пришел единый советский орден Трудового Красного знамени. Собственные белорусские ордена появились лишь в 1995 году.

Рэвальвер


Фото с сайта designtut.by

— Этот игрушечный пистолет случайно купил на барахолке. Никаких опознавательных знаков на нем не было. Но мне так хотелось, чтобы он был белорусским! Я помню его с детства, помню цену на него — 9 копеек, — вспоминает Сурский. — Он стрелял пистонами, очень простой, но качественно стилизованный. С точки зрения дизайна, формы и конструкции эта вещь интересна тем, что пистолет собирается из двух штампованных пластин. Узлы скрепления вынесены в два элемента, характерных для нагана — мушка и кольцо снизу. Там и курок есть, и взвод.

Поиски происхождения игрушки в интернете и среди коллекционеров не увенчались успехом. Среди российских производителей такого пистолета не было. Потом в библиотеке в каталоге культтоваров за 1965 год нашли запись: «Детский пистолет. Цех культтоваров, деревня Новосады. Цена 9 копеек». Маловероятно, чтобы еще какой-то игрушечный пистолетик стоил столько же. Другие игрушечные пистолеты изготавливались в Минске, но стоили уже 25 копеек.

На станции Новосады находится исправительная колония с большим штамповочным цехом. Этот пистолет произвели там, но место изготовления указывалось как «цех культтоваров», а не колония.

Цукарніца


Фото с сайта designtut.by

Данная сахарница, вероятнее всего, была сделана в Телеханах в начале ХХ века. Телеханский стекольный завод был основан в 1895 году и прославился изделиями из цветного стекла и хрусталя. На заводе стоял паровой двигатель, он был электрифицирован, и там использовались специальные станки для нанесения декора на изделия и для шлифовки. Завод был уничтожен в Первую мировую войну.

Помимо Телехан, в Беларуси стеклянные сахарницы производились также на заводе «Неман», Борисовском хрустальном заводе, а фарфоровые — в Минске и Добруше. В ХІХ — первой половине ХХ века в обиходе были и самодельные деревянные сахарницы.

Iгральныя карты


Фото с сайта designtut.by

Первую в Беларуси мануфактуру по производству карт основал в Гродно А. Тызенгауз в 1770-е годы. Оригинальную колоду нарисовал художник Я. Рустем в Вильне в 1828—1831 годы.

В межвоенное время в Гродно работала Первая районная фабрика игральных карт. Ее владельцы братья Лапины получили лицензию на печать и с 1923 году начали выпуск карт. В изображениях королей можно узнать руководителей Польши и Речи Посполитой — Стефана Батория, Яна III Собесского, Казимира III. В 1939 году издательство было национализировано, и карты больше не выпускались.

— Технология производства карт сложная. Они склеены из двух листов, бумага меловалась. В Российской империи карты выпускало только государство. В Польше для этого выдавалась специальная лицензия, — объясняет Сурский.

Трылінка


Фото с сайта designtut.by

Бетонную плитку с вкраплениями базальта — «трилинку» — делали на Пинщине в 30-е годы. Базальт привозили в 1930-е годы из карьера в нынешней Ровенской области в Украине. Варшавский инженер Владислав Трилинский изобрел способ производства шестигранной плитки толщиной 15−20 см. В народе ее прозвали «трилинка» в честь автора. Впервые она была использована в строительстве дороги Пинск — Кобрин.

«Трилинка» стала популярной в 30-е годы. Ею были вымощены улицы Бреста, Пинска Слонима. Сейчас она заменена асфальтовым покрытием, но частично сохранилась в Бресте (во внутреннем дворе администрации Ленинского районе и возле фасада Гершонской церкви).

Запінкі


Фото с сайта designtut.by

Конечно, запонки придумали не в Беларуси. Этот аксессуар появился в XVII веке, считается, что первый экземпляр был создан для короля Людовика XІV.

Долгое время это было дорогое удовольствие, доступное лишь аристократии, пока в 1882 году американский предприниматель Дж. Кременц не изобрел машину для массового производства запонок. Он использовал технологию производства патронов в оборонной промышленности.

В ХХ веке запонки стали неотъемлемой частью мужского делового костюма.

— Интересно, что в 80-е годы запонки производили на Минском приборостроительном заводе имени Ленина (теперь «Амкодор-Белвар»), — говорит Сурский. — Хайтек-технологии, которые использовались для военной техники и изготовления микросхем, нашли прикладное применение в производстве запонок.

Слуп


Фото с сайта designtut.by

Фонарные столбы — неотъемлемая часть архитектурного ансамбля минских проспектов. На конкурсной основе столб разработал известный архитектор Король в соавторстве с преподавателем, апологетом декоративно-бытового искусства и директором Национального художественного музя в то время — Михаилом Михолапом.

На столбах сочетаются национальные мотивы, заимствованные из орнамента слуцких поясов, с помпезной пластикой псевдокласицизма. Основа столба сделана из чугуна, а сам столб — из стальной трубы, украшенной литыми элементами.

— Этот столб заслуживает статуса историко-культурной ценности. Союз дизайнеров даже внес предложение на каждый столб сделать соответствующую надпись. Но вряд ли это осуществимо, — считает председатель Союза дизайнеров.

←Сапегам и не снилось. Как в Ружанах детвора делает бизнес на туристах

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика