Не ладили давно. Подробности полоцкой драмы, в которой мужчина с друзьями убил обидчика жены
Поздним майским вечером двое парней провожали девушек. Вдруг их обогнал темный Opel и резко затормозил. Из него выскочила разъяренная компания. Девчонки, предвидя нешуточные «разборки», поспешили исчезнуть. Их провожатые метнулись к кустам, но поздно. Того, что в белой куртке, первый из нападавших свалил кулаком на асфальт и стал пинать. Второй подскочил и стал дубасить упавшего бейсбольной битой. Затем жертву схватили за руки-ноги и бросили в багажник. О том, что было дальше, пишет «СБ Беларусь Сегодня».
Может показаться, что это эпизод из боевика или криминальная «страшилка» из 90-х. К сожалению, нет. Это пролог реальной кровавой драмы, разыгравшейся в минувшем году на улице Ленинградской в Полоцке. В ее финале парня по прозвищу Лекс вывезли за город в багажнике автомобиля, забили битой, а тело зарыли на пляже у озера. Убийц нашли и судили. Но что же стало причиной дикой жестокости?
Оскорбление и наказание
За полчаса до описанных событий жена 24-летнего полочанина Глеба Скавыша вернулась из магазина. Рассказала мужу, что возле железнодорожного переезда к ним с подругой пристал какой-то мужчина в белой куртке. «Привет, девчонки! Пошалим?» — прокричал он, намекая на сексуальную связь. Завязалась жаркая словесная перепалка, но в итоге все разошлись.
Услышав это, Глеб оделся и сказал, что пойдет искать обидчика. Он знал, что в белой куртке разгуливает Алексей по кличке Лекс. Глеб позвонил друзьям и рассказал, что его жену хотели изнасиловать. И что ему нужны помощники — разобраться с тем, кто ее обидел.
Услышав несколько отказов, Скавыш дозвонился до водителя Дениса, бывшего коллеги по работе. Сверстник, которого в микрорайоне называли Чичей, согласился помочь. Когда Глеб заехал за ним, он уже был изрядно подшофе. С двумя его собутыльниками — 31-летним Александром по прозвищу Пушкин и 37-летним Федей — Скавыш не был знаком.
Алексей оказался не робкого десятка. Когда его вытащили из багажника на 98-м километре шоссе Витебск — Полоцк — граница Латвии, парень пригрозил Скавышу: «Зарежу тебя и всю твою семью!»
В уголовном деле есть показания Глеба: «У меня жена, ребенок маленький. Ну как я его мог отпустить после этих слов?». Лекса опять жестоко избили битой и ногами. Обнаружив, что он лежит в луже крови, снова погрузили в багажник. Затем жертву, у которой был размозжен череп и сломаны ребра, закопали в песке на берегу озера Сватье. Биту выбросили по дороге в Полоцк. Наутро Скавыш уехал в Россию, а его подельники продолжили попойку.
Застарелые обиды
Скавыш и Лекс знали друг друга с детства. Алексей, который был года на 4 старше, жил в микрорайоне Громы, по соседству с бабушкой Глеба. Он рос без отца и часто у нее гостил.
Во время следствия Глеб рассказал, что в подростковом возрасте Лекс его избил, украл мобильный телефон. После рождения ребенка Скавыш с женой переехал в дом умершей бабушки. А Алексей продолжал задирать и оскорблять его.
По словам эксперта-психолога управления Госкомитета судебных экспертиз по области Оксаны Сазоновой, изучавшей личность Скавыша в ходе расследования уголовного дела, преступник и жертва с детства находились в состоянии острого соперничества.
— Иногда молодым людям достаточно подраться, выпустить пар — и инцидент исчерпан. Но в этом случае все по-другому. Человек собирает помощников, нападает на обидчика при свидетелях. О том, что степень его бешенства зашкаливала, говорят следующие факты: мобильник погибшего разнесли битой на куски, пытались сжечь его куртку, а песок, где его зарыли, словно катком укатали колесами автомобиля.
В детстве у Глеба была серьезная черепно-мозговая травма. Однако он занимался спортом, получил водительские права. Можно сказать, вел практически полноценную жизнь. А про недуг вспоминал, когда было выгодно. Например, чтобы не сдавать экзамены, не служить в армии. Понятно, что травмировать мозг опасно. Остаточные явления могут проявиться в любой момент. Но для Глеба травма стала эдаким удобным способом «избавления от ответственности».
Школьные учителя характеризуют его как вспыльчивого, эгоистичного, раздражительного. По словам свидетелей, в его семье постоянно происходили скандалы. Жена всерьез подумывала о разводе (незадолго до трагических событий она вернула себе девичью фамилию. — Прим. автора). Поэтому ее оскорбление — вряд ли единственный и главный повод для расправы, — считает эксперт.
Психологическое исследование показало, что Скавыш не способен испытывать стыд, не может или просто не хочет понимать чувства других людей. Эта притупленность эмоций свойственна и его подельникам. В тот злополучный вечер они оказались вместе не случайно. Обиженный муж искал помощников, которые внутренне были готовы избить человека. И он их нашел.
Каждый за себя
На следующий день после трагедии рыбачивший на озере Сватье полочанин случайно обнаружил кровь на земле. Родственники Лекса, предчувствовавшие недоброе, отправились туда. Нашли крышку мобильника и солнцезащитные очки погибшего. Позвонили в милицию. Чичу, Пушкина и Федю задержали.
Они никак не могли вспомнить, где закопали тело. На него наткнулись только на третий день поисков. Через неделю из Смоленска вернулся Скавыш. В милицию его отвезла мать. Сначала он раскаивался, давал показания. Но когда начались очные ставки, понял, что во время следствия каждый будет спасать свою шкуру.
В суде трое подсудимых заявили, что Лекса не били, а один утверждал, что его там вовсе не было. Тем не менее свидетель опознал Скавыша и Чичу, устроивших драку на Ленинградской. А эксперты определили, что на окурках с берега озера Сватье присутствует генотипический след Пушкина. Также отыскали орудие убийства — биту.
Скавыша назвали организатором преступления и признали виновным в похищении человека и убийстве. Ближайшие 20 лет он проведет в колонии. Эти же статьи Уголовного кодекса инкриминировали Чиче, которого приговорили к 19 годам лишения свободы. Пушкин, признанный виновным в похищении человека и укрывательстве преступления, отправится за решетку на 9 лет. Федя, виновный в укрывательстве преступления, сядет на 4 года. Недавно приговор вступил в законную силу.
Компетентно
Олег Антоненко, старший прокурор отдела прокуратуры области:
— Все виновные, кроме Скавыша, были судимы. Федя провел в местах не столь отдаленных лет 20. У Чичи нет ни капли сострадания. Во время совершения преступления он проходил фигурантом уголовного дела о хулиганстве в Россонском районе. Пушкин так выгораживал подельников в суде, что не остается сомнений: он — типичный представитель криминального мира.
Оскорбление часто является мотивом преступления. Однако в случае со Скавышем тяжесть обиды никак не соотносится с тяжестью наступивших последствий. Тот факт, что он постоянно возил с собой подаренную биту, красноречиво его характеризует. Это как ружье в театре. Если в начале пьесы оно висит на сцене, значит, в финале обязательно выстрелит.