Московское центральное кольцо и штадлеры в Минске: сравниваем две системы городских электричек

Источник материала:  
17.09.2016 09:01 — Новости Общества

10 сентября в Москве на День города запустили городскую электричку — Московское центральное кольцо, которое стало 14-й линией метрополитена. В тот же день исполнилось ровно пять лет с того момента, как минская городская электричка начала регулярную работу. Чем может похвастаться МЦК с первого дня работы и чего достигла минская ГЭ за пятилетку? TUT.BY изучил московскую новинку.


Фото: пресс-служба Белорусской железной дороги

В Москве электрички используются как городской транспорт очень часто: дюжина линий, пронизывающих всю столицу, дает возможность быстро ездить в центр жителям окраинных районов, тем более что и расписание позволяет. Скажем, от «замкадных» Химок, где нет метро, до Ленинградского вокзала в день идет больше ста электричек; порой интервал составляет лишь три минуты. Но это все — следствие развития пригородных линий, а Московское центральное кольцо — линия, запущенная специально для внутригородских перевозок.

В Минске направлений всего четыре (различные промышленные и обходные ветки, конечно, в счет не берем), и во внутригородских перевозках доля электричек невелика: так сложилось, что даже внутри МКАД едва ли не половина железнодорожных станций расположена среди частного сектора или вдали от крупных жилых массивов. Всего в городских границах 14 станций и остановок. С 1 июля 2011 года в тестовом режиме начали ходить первые поезда «городских линий» — они появились еще до того, как БЖД целиком перешла на новый формат пассажирских перевозок с «межрегиональными линиями эконом-класса» и т.п.

Маршруты и станции

Москва. Систему МЦК готовили к открытию четыре года — несмотря на то, что само кольцо (его называют Московская окружная железная дорога) построили еще в 1908-м, его нужно было электрифицировать, почти везде проложить дополнительный путь, построить новые станционные здания и пересадочные комплексы. Теоретически, по кольцу можно кататься часами, пока состав не отправят в депо, — аналогично можно ездить по кольцевой (коричневой) линии московского метро. На линии протяженностью 54 км предусмотрена 31 станция, в День города открылось 26 из них (остальные обещают пустить до конца года).


Фрагмент официальной схемы метрополитена с обозначенным МЦК

Минск. О том, что городскую электричку собираются запустить в белорусской столице, стало известно летом 2009-го. За два года подготовили линию, проложили третий путь в сторону Ждановичей, обустроили остановочные пункты, снесли о.п. Радиаторный и вместо него для пассажиров открыли (правда, лишь в ноябре 2011-го) станцию Минск-Северный. В марте 2011-го показали новый поезд, 1 июля запустили его в тестовую эксплуатацию, а 10 сентября — в регулярную. По ветке на Молодечно открыли два маршрута: более длинный Минск — Беларусь (26 км, 9 остановок) и укороченный Минск — Ждановичи (11 км, 4 остановки).

С осени 2011-го запустили в тестовом, а с осени 2013-го — в регулярном сообщении электрички Минск — Колядичи — Руденск (41 км, 12 остановок). Наконец, с ноября 2015 запустили городские электрички по маршруту Минск — Смолевичи (39 км, 11 остановок).

По факту пассажиры имеют четыре более-менее ускоренные пригородные электрички по трем направлениям, но городскими их даже после пяти лет работы назвать нельзя: ни одна из них не пересекает город насквозь, начальная станция всегда Минск-Пассажирский. То есть, от места старта и до края города лишь две-три остановки, дальше начинаются пригороды. Ирония судьбы в том, что до запуска «городских линий» обычные сквозные электрички были. Например, Молодечно — Осиповичи или Борисов — Столбцы. И пусть у них была длительная (около 15 минут) стоянка на главном минском вокзале, все же пассажир мог сесть в вагон в Ждановичах и выйти в Лошице или сесть в Колодищах и выйти в Курасовщине. Но с лета 2013 года эти сквозные поезда отменили окончательно.


Всего для пассажиров минских «городских линий» доступны 33 станции и остановочных пункта, включая Минск-Пассажирский. Во время подготовки к запуску ходили разговоры о постройке станций на пересечении с проспектами Дзержинского и Пушкина (молодечненское направление), но позже от них отказались. Сейчас прорабатывается вопрос постройки остановки «Академгородок» напротив комплекса зданий ПВТ (борисовское направление).

Пересадки

Москва.В первый же день запуска Московского центрального кольца пассажиры могли пересесть на него с 13 станций метро и шести платформ пригородных электропоездов. Поcле ввода второй очереди кольца будет уже 18 пересадок на метро и 10 на электрички. В некоторых местах обустроены так называемые «теплые» переходы: выйдя за пределы станции метро, пассажиру достаточно будет пересечь тоннель, чтобы оказаться на станции МЦК. В других местах пересадки «холодные»: нужно выйти на улицу и пройтись до станции. Если в некоторых случаях такой переход занимает 2−3 минуты, то местами на карте метро можно видеть обозначения «9 мин» и даже «11 мин». Мы сами оказались на МЦК как раз «холодным» способом: доехали электричкой от аэропорта Жуковский до платформы Фрезер и за три-четыре минуты перешли на станцию Андроновка.


Вид на пути из галереи пересадочного комплекса на станции Андроновка

Минск. Из 14 железнодорожных остановок в пределах границ Минска поезда «городских линий» останавливаются на восьми. Пересадочных станций и того меньше: Минск-Пассажирский (пересадка на электрички других направлений и на станцию метро Площадь Ленина), Минск-Северный (станция метро Молодежная), Минск-Восточный (станция метро Пролетарская). Остановочный пункт Институт Культуры на одноименной станции метро в движении «городских линий» не задействован, равно как и Курасовщина (от нее до станции метро Малиновка ровно километр — как раз 10 минут пути, «по-московски»). Были разговоры о возможном переносе остановочного пункта Тракторный в сквер Клумова — тогда до станции метро Тракторный Завод было бы всего 350 метров и прямая видимость вместо теперешних 1,2 километра по задворкам промзон. Но пока разговоры так и остаются разговорами.

Расписание

Москва. На Московское центральное кольцо ежедневно выходит до 134 пар поездов, всего задействованы 33 состава. Они выходят на линию так же, как и поезда других веток метро: с 5.30 до часу ночи. А вот интервалы скорее «электричечные», нежели «метрошные»: от 6 до 12 минут.


Минск. При запуске минских «городских линий» железнодорожники планировали интервал в 15−20 минут, потом обещали сократить его до 5−7 минут, а тогдашний начальник БЖД Анатолий Сивак и вовсе утверждал, что электричка будет ходить не по расписанию, как пригородная, а по графику, близкому к графику городского транспорта.

Сейчас в сторону Ждановичей ходит 22 поезда в сутки, средний интервал — 40−50 минут, а порой и час двадцать. На Руденск — 9 поездов, на Смолевичи — всего 4 состава в сутки… Заверения, будто бы жители Каменной Горки пересядут на «городские линии» вместо того, чтобы толкаться в метро, пока остаются фантазией: станция метро Каменная Горка — на втором месте по загруженности после привокзальной Площади Ленина.

Составы и скорость движения

Москва. На МЦК используются поезда Э2СГ «Ласточка» семейства Siemens Desiro (в апреле 2013-го один из составов этой серии приезжал в Минск на испытания) — пятивагонные, примерно по 400 сидячих мест в составе. Полный круг в 54 км поезда проходят за 75 минут — пока что средняя скорость, с учетом остановок, составляет 43 км/ч. После ввода в эксплуатацию всех станций время поездки увеличится до 82−84 минут (средняя скорость составит 38 км/ч).


Во время движения на электронном табло под потолком высвечивается скорость движения. Впрочем, доверять этому информатору не стоит: значения изменяются скачкообразно, во время разгонов и торможений цифры и вовсе могут застыть на месте. А во время стоянок поезд несколько раз показывал скорость далеко не нулевую — от 9 до 15 км/ч. Для верности запускаем навигатор: в северной части кольца он показывает 91−96 км/ч, а в районе Измайловского парка пиковое значение составляет 111−116 км/ч. Но в среднем скорость движения держится на уровне 50−60 км/ч.


Люди входят и выходят на станции, а информатор показывает скорость 9 км/ч

Минск. На «городских линиях» в Минске используются поезда ЭПг семейства Stadler Flirt — четырехвагонные, по 260 сидячих мест в каждом составе. Путь от Минска до Ждановичей — 11 км — они преодолевают за 15 минут (44 км/ч), 26 км до станции Беларусь — за 34 минуты (45 км/ч), 39 км до Смолевичей — за 43 минуты (54 км/ч), 41 км до Руденска — за 48 минут (51 км/ч). Разгон у «штадлеров» идет вдвое быстрее, чем у «Ласточек» — этим можно объяснить хорошие средние скорости минских «городских линий». Интересно, что по сравнению с обычными электричками «штадлеры» выглядят не такими уж и шустрыми: старым рижским составам на те же отрезки требуется, соответственно, 17, 37, 46 и 53 минуты.

Цена билета и интеграция в транспортную систему

Москва. Московское центральное кольцо обслуживается Российскими железными дорогами, но интегрировано в систему Московского метрополитена. На схеме линий подземки МЦК получило 14-й номер и свой отдельный цвет: белый с красным контуром.

Проход на станции — по проездным на метро (сроковым или на число поездок) либо по денежно-транспортным картам «Тройка». То есть, можно купить обычную метрокарточку и пройти по ней либо в подземку, либо на МЦК; при использовании карты «Тройка» и в том, и в том случае спишется 32 рубля. Пересадка с метро на МЦК и обратно возможна без дополнительной оплаты в течение 90 минут — более чем достаточно для того, чтобы преодолеть самую «холодную» пересадку. На МЦК действуют все льготы, которые предусмотрены для пассажиров метро.


Самый дешевый билет на обычную электричку в пределах Москвы будет стоить те же 32 рубля.

Минск. На минских «городских линиях» билет до любой остановки вплоть до станции Беларусь молодечненского направления обойдется в 88 копеек, столько же будет стоить билет вплоть до Михановичей осиповичского направления или до Городища борисовского. Все, что дальше — до Руденска или Смолевичей — 1,04 рубля. Это значит, что нельзя просто купить некий единый билет на «городские линии», положить в кошелек, а потом предъявить его в любой электричке и доехать до любой станции. А если пользоваться скоростными поездами для поездок по городу или в «ближнее замкадье», то надо быть готовым к тому, что на «штадлере» проезд самого короткого перегона стоит в 5,5 раза больше, чем на простой электричке (88 против 16 копеек).

Зачатки интеграции «городских электричек» в систему общественного транспорта Минска заключаются в том, что на карточку «Минсктранса» можно записать проездной на поезда «городских линий» (в том числе совмещенный с другими видами транспорта) — но только на 3, 5, 10, 20 или 30 суток. Проездные на какое-то определенное число поездок «городскими линиями» до сих пор не ввели. Как результат — вы очень редко встретите кого-нибудь в электричке, кто бы оплачивал проезд, прикладывая карточку к валидатору.

Льготы, действующие для школьников в городском общественном транспорте и для пенсионеров в обычных электричках, на поездах «городских линий» недействительны.

Впечатления от поездки

Нельзя сказать, что Московское центральное кольцо — идеальная система городских электричек без каких-либо изъянов. Систему запускали в спешке, стараясь успеть ко Дню города, и этим объясняется не только неготовность к вводу в работу пяти станций МКЦ, но и многие недоработки на готовых станциях. На части из них не работают эскалаторы и лифты (кое-где они и вовсе еще не смонтированы), местами то и дело натыкаешься на закрытые двери, а в вестибюлях станций могут валяться детали железных конструкций. продолжают трудится отделочники.




Не всегда понятно, куда приведет дверь с табличкой «Выход» — то ли к лифту, то ли к нерабочему эскалатору, то ли к лестнице и выходу в город. Не везде работают станционные мониторы. Обещанный в поездах бесплатный Wi-Fi почти нигде нам не дался: в трех составах сигнал был исчезающее слаб, в четвертом силен, но выйти в сеть все равно не удавалось.


Зато на платформах толковые схемы МКЦ — как всей линии, так и отдельных частей, причем сразу ясно, в котором из сегментов кольца вы находитесь и на какие ветки метро можно пересесть. Все надписи на схемах и табличках и все речевые объявления в поездах дублируются по-английски. На станционных мониторах можно видеть картинку с камер наблюдения, — хоть это сделано для машинистов, но и пассажирам тоже интересно понаблюдать.



Чтобы сгладить впечатления от недоработок и чтобы москвичи привыкли к новому виду транспорта, весь первый месяц поездки по МКЦ бесплатны. Турникеты всюду открыты, лишь на нескольких станциях они были закрыты для тестирования «бесшовности» перехода пассажиров из метро.


Видимо, в значительной степени именно этим объясняется тот факт, что почти все места в вагонах были заняты, а люди толпились на свободных площадках. Лишь на какой-нибудь пустынной станции, где нет пересадок на метро, можно занять сидячее место и поглядеть в окошко.

Правда, тут путешественника может настигнуть еще одно разочарование: вид за окном очень часто далек от захватывающего. Значительную часть пути путешественник наблюдает промзоны, оградительные заборы и просто стройки. Очень много строек.




Зато если вы фанат «железки», дорог и коммуникаций — то поездка по МКЦ может стать для вас настоящим подарком. Например, у станции Шоссе Энтузиастов можно наблюдать огромные четырехуровневые развязки — за такую любовь в дорожному строительству станцию можно было бы назвать Энтузиасты Шоссе.



Конечно, встречаются и красивые пейзажи: Москва-река (поезд пересекает ее четырежды), здание МГУ, небоскребы делового центра и некоторые другие достопримечательности; время от времени видишь приятную зелень лесопарков Сокольники, Лосиный Остров и других. Также можно видеть сохранившиеся здания вокзалов, построенных на МОЖД еще сотню лет назад, — везде эти строения и прилегающую к ним территорию не трогали, а строили новые павильоны и пересадочные комплексы чуть в сторонке.


Вокзал начала ХХ века на станции Белокаменная. Несколько лет назад он был выкрашен в бело-голубой цвет

Баланс белого здесь не «завален»: на станции Деловой Центр установлены прозрачные панели зеленого цвета, которые и дают такое интересное освещение

На кольце предстоит еще немало строительных и отделочных работ, но уже сейчас можно сказать, что за четыре года усердной работы у москвичей получилось сделать хорошую транспортную систему, полноценную городскую электричку, тесно интегрированную в систему метро. Чем, к сожалению, пока не могут похвалиться минские «городские линии» — после двух лет подготовки и даже пяти лет эксплуатации.

В десятимиллионной Москве в первый год работы МЦК собирается обслужить 75 миллионов человек, из которых почти половину составят пассажиры метро, вторая половина придет с электричек, наземного транспорта и просто близлежащих домов. В двухмиллионном Минске за прошлый год «городские линии» перевезли 3,3 миллиона пассажиров, а всего за пятилетку — около 12 миллионов человек.


←Танцы народов мира и роскошный фейерверк: торжественное открытие "Сожскага карагода" в Гомеле

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика