Эксперимент TUT.BY: зависит ли результат на выборах от того, кто считает голоса
Оппозиционер в избирательной комиссии — редкость даже для нынешних, по мнению главы ЦИК Лидии Ермошиной, самых демократичных выборов с 2000 года. На самом ли деле, может ли он как-то повлиять на прозрачность волеизъявления и на результат голосования? Корреспонденты TUT.BY посмотрели, как считают голоса белорусов на двух соседних участках в Минске. Разница между ними в том, что на одном в комиссии был представитель оппозиции, а на другом — нет.
Оппозиционер на участке, где в этот раз всем «и так много разрешили»
— У нас в комиссии один член и два наблюдателя от БНФ, — будто о местной достопримечательности говорят на участке № 45 в начальной школе № 39 в Минске.
В комиссию на участке № 45 по Автозаводскому округу № 92 была включена Наталья Мотуз от Партии БНФ. Остальные члены — от «Белой Руси», «БРСМ», Белорусского союза офицеров, «Белорусского фонда мира», «Белорусского союза женщин», Коммунистической партии Беларуси и др. Всего 14 человек.
Журналиста на подсчет голосов здесь регистрируют быстро, не задавая вопросов. Вежливо предлагают разместиться на мягком кресле рядом с наблюдателями от БНФ.
Возле нас стоят две кабинки для голосования. На одной из них — плакат с биографиями шестерых кандидатов. Здесь баллотируются заместитель главного инженера филиала «Автобусный парк № 6» КУП «Минсктранс» и член коммунистической партии Беларуси Петр Жолнер, беспартийный директор рессорного завода ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Валерий Курсевич, беспартийная заместитель директора по коммерческим вопросам маркетинга и сбыта частного строительного унитарного предприятия «АКТОГАЙ» Инна Кушнер, врач-невролог 22-й городской поликлиники и член партии левых «Справедливый мир» Виктор Новиков, генеральный директор ООО «СМУ-2015» и член Либерально-демократической партии Денис Рыбалтовский и председатель партии БНФ Алексей Янукевич.
В районе, который закреплен за участковой комиссией, преимущественно живут сотрудники МАЗа. Елена Брич, председатель участковой комиссии, рассказывает, что основной наплыв избирателей во время досрочного голосования пришелся на пятницу — когда заводчане разъезжались на выходные по дачам. Она честно отмечает, что во время прошлой президентской гонки люди шли голосовать активнее, чем сейчас.
— Нет доверия у людей к кандидатам. Плохо все в стране, видимо, и люди не верят в кандидатов, -рассуждает она, добавляя, что избиратели кандидатов чаще всего не знают и делают выбор прямо на участке.
На входе на участок висит лист с итогами досрочного голосования — за пять дней свой голос отдали 359 человек из 1534 избирателей. Однако наблюдатели от БНФ с этими цифрами крайне не согласны.
Елена Толстая говорит, что сидит на участке с первого дня досрочного голосования, и по ее подсчетам, проголосовавших досрочно было всего 232 человека. Более того к концу основного дня голосования, по ее цифрам, без надомного голосования на участок пришло 444 человека. А это около 29% от общего количество избирателей по участку. Наблюдатели даже начинают сомневаться, состоятся ли выборы на их участке с такой явкой.
Вдруг к наблюдателям от БНФ подходит директор школы, в которой расположен участок, и предлагает угоститься домашним пирогом.
— Мама пекла! — рекламирует она пирог.
Те не отказываются и признают, что очень вкусно.
Всего на этом участке из 11 наблюдателей только две женщины — от оппозиции. Как замечают последние, никто им работать не мешал. И, действительно, напряжения в общении между ними, другими наблюдателями и членами комиссии пока не чувствуется. Все делают свою работу.
На часах 20.00. Участок закрывают. Члены комиссии выносят столы и расставляют таблички с именами кандидатов. По новым правилам один край стола было рекомендовано оставить открытым для обзора. Так и есть. Наблюдателей от БНФ подпускают на расстоянии три метра. Женщины пытаются подойти чуть ближе.
— Не мешайте работать! — неожиданно осекает их одна из членов комиссии. — Мы и так вам очень много разрешили в этот раз! Хорошо?
— Подальше отойдите — так лучше видно. Вот я сижу и все вижу, — замечает наблюдатель, которая смотрит на происходящее с расстояния не меньше шести метров и ни на что не жалуется. Нужно заметить, что и остальные не оппозиционные наблюдатели не стремятся подойти близко к столам с бюллетенями.
Наблюдатели от БНФ упрямо стоят на месте. Но на них уже никто не обращает внимания.
Сначала высыпают прозрачную урну с бюллетенями досрочного голосования (см. видео ниже).
Открыть/скачать видео (9.05 МБ)
Наблюдатели просят разрешения подойти ближе и к этому столу. И им разрешают. Правда, снова на расстояние в три метра.
И вот на переворачивают еще один прозрачный ящик за основной день голосования, 11 сентября. На глаз кажется, что бюллетеней меньше, чем в ящике с досрочного голосования.
На видео: высыпают бюллетени из урны в день голосования 11 сентября
Открыть/скачать видео (4.6 МБ)
Но по итогам подсчета выходит, что их больше: 407 против 359 за период досрочного голосования.
Членов комиссии просят подписать протокол. Но Наталья Мотуз от БНФ отказывается. Она хочет пересчитать каждый бюллетень. Другие члены комиссии хотят домой: по крайней мере, слышно, как одна из девушек из комиссии говорит другой, что завтра в 8 утра должна уже быть на работе. На часах почти 21.00 вечера.
Здесь возникает несколько напряженная ситуация. Мотуз садится писать личное мнение по итогам голосования, а затем просит его приложить к протоколу.
На видео: спор между Натальей Мотуз (в белой рубашке) и представителем комиссии
Открыть/скачать видео (3.43 МБ)
Представитель комиссии зачитывает мнение вслух, сомневаясь, что девушка его написала сейчас, а не заранее. Ситуация еще больше накаляется. Но вдруг — представитель комиссии… просит прощения у Мотуз.
Оказалось, что у комиссии есть претензии и к работе Натальи Мотуз. Мол, она приходила на участок во время досрочного голосования не каждый день. Но девушка говорит, что звонила и предлагала свою помощь. Ей отвечали, что пока она на участке не нужна. Девушка замечает, что. если ее поведение нервирует комиссию, то, возможно, некоторым и не стоило идти работать на участок.
— Чалавек за гэта атрымаў грошы. Ён захацеў гэта рабіць. Гэта нармальна. Не умееш — не бярыся!
— Усе — за грошы, а Наташа — задарма! — попытался сыронизировать один из членов комиссии.
— Я — за славу! — парировала Мотуз.
В итоге на участке победил Валерий Курсевич, за главу БНФ Алексея Янукевича проголосовали лишь 33 человека. Наблюдатели от Народного фронта с этим не согласны.
По данным комиссии, из 1534 избирателей на участок пришли 784 человека. То есть явка составила 51,1%. По данным наблюдателей от БНФ, явка была 462 человека, а это 30,1%.
Участок без оппозиционера в комиссии: все устали и все согласны
По прямой от участка № 45 до следующего за ним по счету — 300 метров. 46-й избирательный участок оборудовали в здании кулинарного колледжа на Партизанском проспекте. Журналиста TUT.BY комиссия встречает если не радушно, то по крайней мере спокойно.
Председатель Галина Рылькова на выборах работает не в первый раз. Говорит, на нынешних очень много наблюдателей. В субботу на закрытие досрочного голосования, например, пришли представители ОБСЕ.
— Явка хорошая, у нас неплохой процент будет, я думаю, — говорит Галина Ивановна и приглашает присесть за стол наблюдателей. На участке их зарегистрировано 11, но сейчас сидят только 4 человека.
Татьяну Дубровскую наблюдать за выборами отправил профсоюзный комитет лицея № 9. У нее замечаний нет. Остальные наблюдатели, в том числе от БНФ, с журналистом говорить отказываются.
До конца голосования остается меньше часа, избирателей немного, но заходят они регулярно: каждые минут 5 кто-то бросает бюллетень в урну. Когда очередной гражданин расписался за листок для волеизъявления, как говорится, ничего не предвещало.
— Выборов нет! — с этим восклицанием мужчина рвет бюллетень и засовывает в карман брюк.
Его просят вернуть бумажку: комиссия должна списать бюллетень как испорченный. Он отказывается это сделать, даже в обмен на паспорт. Мужчина собирается уходить, но, передумав, возвращается к столу наблюдателей:
— Зафиксируйте где-нибудь, что я отказался голосовать, — требует он.
— Вы нарушаете избирательный кодекс, — отвечает Татьяна Дубровская. — Отдайте бюллетень, его надо списать.
— Не понял. Почему нарушаю? Это мой свободный выбор, голосовать или нет.
Тут на избирательный участок заходит участковый, которого успела позвать председатель комиссии.
— В чем проблема? — интересуется милиционер, поправив фуражку.
— Проблема в том, что я отказался голосовать.
— Минуточку, давайте с вами разберемся. Вы отказываетесь голосовать, так? Бюллетени все посчитаны. Вы знаете об этом?
— Считайте, я его съел.
— Пройдемте тогда со мной.
— Паспорт заберите на память, — бросает гражданин через плечо членам комиссии.
Его приводят в небольшую комнатку у лестницы, усаживают на диван. Участковый снова поправляет фуражку и продолжает разъяснительную беседу.
— Виталий Георгиевич, давайте так, — посмотрев имя-отчество в паспорте, он отдает документ мужчине. — Вы знаете, что есть порядок в избирательной комиссии. Вы взрослый человек.
— Я не соблюдаю этот порядок, мои права же не соблюдают. Вы же сами знаете, что выборов нет.
— Начнем с того, что есть выборы или нет, у нас решает Центральная избирательная комиссия. Правильно?
— Это я решаю. Как гражданин. Я вижу, что никто не ходит, а потом 85%. Все, хорош, — гражданин собирается уходить.
— Присядьте, пожалуйста, или я буду вынужден вас задержать, — участковый привстает со стула и снимает фуражку, потом садится и снова надевает ее на голову.
— В связи с чем?
— Присядьте, я вам хочу это объяснить. Есть определенный порядок голосования, вы со мной согласны?
— Я не хочу, чтобы мой голос уходил в фальсификацию.
— Так давайте я при вас составлю акт, что бюллетень испорчен. На вашу фамилию, — предлагает председатель комиссии.
Гражданина предложение устраивает. Своим демаршем он доволен:
— Я ухожу с чувством выполненного долга. На прошлые парламентские я пришел, но увидел, что людей нет, охранник мне сказала, что избиратели не пришли, а в итоге было 85%! — жалуется он журналисту TUT.BY.
Получив, наконец, разорванный бюллетень, члены комиссии аккуратно склеивают его скотчем и прикладывают к акту о погашении. До конца голосования никаких ЧП больше не происходит.
В 8 вечера комиссия закрывает участок и начинает сдвигать столы для подсчета голосов. Несколько человек по старой памяти садятся спиной к наблюдателям. О том, что теперь одна сторона стола должна быть открыта для обзора, вспоминают только после замечания наблюдателя от БНФ. Потом он же напомнит, что неиспользованные бюллетени надо погасить.
Члены комиссии считают голоса где-то в трех метрах от наблюдателей — как и рекомендовала глава ЦИК. Председатель озвучивает результаты досрочного и надомного голосования, но тихо.
На досрочном голосовании с большим отрывом побеждает Валерий Курсевич. Член комиссии, который считает голоса за этого кандидата, держит стопку бюллетеней толщиной с кирпич. Такая же увесистая пачка за Курсевича набирается и по итогам основного дня голосования.
Действительно ли все голоса в этой пачке отданы за Курсевича, наблюдатели проверить не могут. Со своих мест им не видно, где расставлены галочки, а комиссия им бюллетени не показывает. Наблюдатель от БНФ подает по этому поводу заранее распечатанную жалобу. И тут начинается перепалка.
— Покажите, на каком принтере вы это распечатали, — хитро интересуется Анатолий Кулага, командированный в комиссию «Белорусским союзом ветеранов войны в Афганистане».
— Вы регистрируйте, ваше дело регистрировать, — отвечает наблюдатель от БНФ.
— А нам интересно. Ответьте на вопрос. Вы нам тоже много вопросов задавали. Данная жалоба сфабрикована, потому что мы не видели, на каком инструменте вы ее печатали. Она заранее напечатана.
— Вы должны ее зарегистрировать! Если нет, дайте мне книгу жалоб, и я напишу, что вы не хотите регистрировать, — свирепеет наблюдатель.
— Мы ее зарегистрируем и здесь же напишем, что это заранее сфабрикованная и заранее напечатанная матрица! А вы заранее это сфабриковали и держали как болванку, чтобы сбить с работы комиссию. И таких болванок, видимо, у вас больше чем достаточно, — веско подытоживает Анатолий Кулага.
Подсчет голосов завершается около 21.30. Все без исключения члены избирательной комиссии подписывают протокол. Они зевают и лениво разбирают бумаги. Выборы в парламент состоялись.
Цифры на участках. Явка
Избирательный участок № 45
Избирательный участок № 46
Количество избирателей на участке
1534
1106
Проголосовали досрочно
359
250
Проголосовали на дому
18
42
Проголосовали в день выборов
407
362
Количество проголосовавших
784
654
Явка
51,1%
59,%
Цифры на участках. Результаты голосования
Избирательный участок № 45
Избирательный участок № 46
Петр Жолнер
(главный инженер автобусного парка № 6)
146
117
Валерий Курсевич
(директор рессорного завода ОАО «МАЗ»)
457
350
Инна Кушнер
(замдиректора частного предприятия «Актогай»)
12
10
Виктор Новиков
(врач-невролог 22-й поликлиники)
30
24
Денис Рыбалтовский
(директор СМУ-2015)
29
35
Алексей Янукевич
(председатель БНФ)
33
24
Против всех
70
66