Фотодоказательства: Ил‑2 – «летающий танк»

Источник материала:  

В Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации есть необычный рукописный документ — альбом с фотографиями «Живучесть самолетов, моторов, вооружения спецоборудования. Из опыта Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». Недавно во время пресс-конференции, которая проходила в Москве, начальник Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации полковник запаса Игорь Пермяков (на снимке вверху — слева) продемонстрировал этот альбом. В нем — архивные снимки самолетов Ил‑2, вернувшихся с боевых вылетов с повреждениями.

— Я не специалист в авиации, но то, что представлено в этом альбоме, говорит о невероятно высоком полете конструкторской мысли советских авиационных инженеров, — сказал Игорь Пермяков. — С такими повреждениями самолет по определению летать не может. Но наши Илы не только ремонтировались в полевых условиях в короткие сроки, но и продолжали воевать на фронтах.

Как известно, штурмовик Ил‑2 — тихоходный по сравнению с истребителем самолет, предназначенный для полета на предельно малой высоте. Поэтому он часто попадал под обстрел зенитной артиллерии гитлеровцев. При этом в среднем один самолет не переживал более 15–18 боевых вылетов.

До появления его на театре военных действий пилоты люфтваффе доминировали в небе. Они имели достаточно высокий уровень летной и боевой подготовки. Более трети из них считались летчиками повышенного разряда, то есть подготовленными к полетам днем и ночью в сложных метеоусловиях. Для сравнения: по официальной статистике, в ВВС Красной Армии в пяти приграничных военных округах Советского Союза имелось 22 % летчиков, летающих в сложных метеоусловиях днем, и 0,7 % — в сложных метеоусловиях ночью.

Появление бронированного штурмовика Ил‑2 на фронте стало полной неожиданностью для противника. Советский самолет из-за ужасного деморализующего воздействия гитлеровцы вскоре прозвали черной смертью. А советские воины окрестили летающим танком. Вооружение — два пулемета калибра 7,62 мм, две 20‑мм или 23‑мм пушки, восемь реактивных снарядов калибра 82 мм или 132 мм и 400–600 кг бомб. Они обеспечивали поражение самых разных целей: колонн войск, бронемашин, танков, артиллерийских батарей, пехоты, средств коммуникации и связи, складов, железнодорожных составов.

В альбоме, который представил ЦАМО, авиационный технический состав отмечал высокую живучесть штурмовика Ил‑2. При попадании пули в бензобак самолет не загорался и даже не терял горючее — его спасала фибра, из которой был сделан бензобак. Даже после нескольких десятков пулевых попаданий он сохранял горючее. До уровня живучести штурмовика Ил‑2 не смогли подняться ни «Хейнкель‑118», ни появившийся в 1942 году противотанковый самолет «Хеншель‑129».

С 1942 года Ил‑2 выпускался более защищенным — двухместным, а с 1943‑го — с более мощным мотором. Неудивительно, что этот самолет сыграл выдающуюся роль в войне и оказал заметное влияние на ход боевых действий на советско-германском фронте.

Полковник Игорь Кандраль, «Ваяр», фото автора Минск — Москва

←Бельгия выплатила пострадавшим от терактов в Брюсселе более €674 тыс.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика