Новые учебники тестировали ученики, учителя и родители. Как изменятся школьные издания в этом году
Новые учебники для вторых и шестых классов появятся в белорусских школах в этом году. Связано это с обновленной учебной программой, которая вводится в этих классах, рассказала TUT.BY заместитель директора по научно-методической работе Национального института образования Валентина Гинчук.
Советские учебники выдерживали до 20 переизданий
К 2016/2017 учебному году, к примеру, разработали новые учебники по «літаратурнаму чытанню» для 2 класса, по всемирной истории и истории Беларуси, а также географии для шестиклассников. Также новыми будут учебники по предмету «искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для 5 и 6 класса. Что касается нового учебника по физике, то на партах у семиклассников он появится в 2017/2018 учебном году.
При этом в конкурсе на создание нового учебного пособия может участвовать каждый. Но поскольку задача это непростая, участие в конкурсе принимают только работники системы образования.
— Конкурс проведен уже по 42 учебным пособиям. В составе авторских коллективов есть представители и учреждений высшего образования, и дополнительного образования педагогических работников, и Национального института образования. Каждый пятый победитель конкурса — это учитель-практик, — говорит заместитель директора по научно-методической работе Национального института образования Валентина Гинчук.
При этом случаев, чтобы в составе авторских коллективов были родители, не работающие в системе образования (которых нередко не устраивает качество учебных пособий), не было, говорят в Национальном институте образования.
— В республике существует отлаженная система совершенствования качества школьных учебников — опытная проверка. В опытной проверке участвуют педагоги-практики, которые прорабатывают все параграфы учебника, а затем пишут экспертное заключение со своими замечаниями и предложениями. Учреждения образования, где проводится опытная проверка, посещают методисты Национального института образования. Во время занятий они наблюдают, как «работает» учебное пособие в реальном образовательном процессе, какие затруднения возникают у учащихся и педагогов, и насколько эффективны предложенные задания.
Во время опытной проверки проводят анкетирование. Мнение об учебном пособии высказывают ученики, педагоги, родители. Эти мнения передаются авторскому коллективу, написавшему учебник, — они учитываются при подготовке учебника к переизданию.
— После переиздания учебное пособие становится лучше. Кстати, те советские учебники, которые сегодня все вспоминают и хвалят, выдерживали до 20 переизданий.
Учебники должны стать доступнее, но не примитивнее
Нынешние учебники учителя критикуют за перегруженность информацией, сложную подачу материала и низкое качество иллюстраций. В Национальном институте образования рассказали, чем новые учебники должны отличаться от действующих.
- Учебный материал должен излагаться доступней:
— При этом доступность не нужно понимать как примитивность. Все же учение — это интеллектуальная деятельность, она требует определенных усилий. Ученик должен думать, анализировать, рассуждать.
- Учебники должны быть практико-ориентированными:
— В них должны быть не только задания на воспроизведение прочитанного параграфа, но и на применение усвоенных знаний и умений при решении учебных и практических задач.
- Формы подачи информации должны быть разными:
— Современному школьнику приходится иметь дело не только со сплошным текстом. Ему нужно уметь читать графики, диаграммы, таблицы.
- Иллюстрации станут лучше:
— Большое внимание сегодня уделяется дизайну, оформлению учебников. Иллюстраций в новых учебниках станет больше. К иллюстрациям будут предложены задания, учащиеся будут учиться внимательно рассматривать картинку, «извлекать» из нее информацию и использовать ее для решения поставленной задачи.
По мере издания новые учебники будут появляться в школах, а их электронные версии — на национальном образовательном портале — это произойдет в течение первых месяцев учебного года.