У фермера забирают водоем после того, как он 12 лет подряд его благоустраивал
В Малоритском районе у предпринимателя отнимают водоем, который он сам благоустроил и ежегодно зарыбляет уже 12 лет подряд. Глава фермерского хозяйства подал в суд.
С чего все начиналось
Игорь Шаюк является главой фермерского хозяйства «Шаюк». Когда-то работал в колхозе, который недавно подарил корову президенту Беларуси. «В 2004 году я вовлек в хозяйство брошенный карьер. Там вырабатывали торф», — рассказал Брестскому Зелёному порталу Игорь Васильевич.
По требованию райисполкома он создал фермерское хозяйство и оформил в аренду этот водный объект. По акту приема-передачи, тогда зеркало воды на 85% было занято твердой растительностью, т.е. заросшее камышами. Проводилась расчистка этого карьера, благоустройства и уборка. Сегодня это открытый водоем, где много рыбы и есть хозяин.
«Я вложил в этот водоем свои средства, руки и мозоли. Нужно было расчистить не один гектар кустарника, береговую зону. Было все захламлено. Там мои сыновья, когда еще школьниками были, собирали за день целые „жигули“ бутылок, которые сдавали и получали карманные деньги на мороженое. Я заказывал технику на проведение благоустройства: экскаваторы, бульдозеры. Я тогда продал машину и 3 тысячи долларов отдал за аренду техники для благоустройства. Сыновья помогали. Если в лесу корчи надо было выбирать, я звал людей на условиях, что они бесплатно смогут забрать себе дрова, — вспоминает фермер. — Каждый год я провожу зарыбление. Я уже перешел на то, что сам выращиваю посадочный материал, потому что, чтобы купить килограмм карпика-годовичка, это будет стоить в этом году где-то 120−130 тысяч (12−13 белорусских рублей после деноминации). А надо 600 кг. Это 70 млн нужно было, чтобы только зарыбиться. Это, фактически, деньги, которые я зарабатываю».
Есть карьер — надо развиваться
«Но для того, чтобы развиваться, надо, чтоб была земля, — объяснил Игорь Васильевич. — Я продаю рыбу, организую платную рыбалку. Это все, конечно, окупается, но хочется развиваться дальше. Очень много людей приезжает из Бреста, Кобрина, Малориты. Но те, кто издалека, хотят где-то и переночевать, надо строить комплекс. А без проекта это не сделаешь. У меня и земля была для обслуживания водоема. Но так получилось, что если земля для обслуживания водоема, значит нельзя строить агротуристический комплекс. Обращаешься в проектную организацию, а она не разрабатывает проектную документацию в связи с отсутствием этого земельного участка».
«Такая ситуация не только у меня. Еще один фермер в Малоритском районе страдает от тех же проблем. Такого нет ни в Жибинковском районе, ни в Кобринском, ни в Брестском, ни в Каменецком», — поделился собеседник.
Когда фермер обратился в райисполком для регистрации фермерского хозяйства, решением исполнительный орган гарантировал предоставление земельного участка сразу после регистрации. Только вот фермерское хозяйство было зарегистрировано еще в 2006 году, а до сих пор земельный участок не был предоставлен. «Были обращения в облисполком, Совет Министров и Администрацию президента. Приходили письма. Ссылались то на то, что там заказник, то еще на что-то — много нюансов было», — рассказал Игорь Шаюк.
Начались суды
В 2011 году райисполком в одностороннем порядке расторгает договор об аренде с фермером и забирает водоем. А в связи с тем, что участок земли был предназначен для содержания и обслуживания водоема, забирает и его.
«Договор аренды рассчитан на 5 лет, но он лонгируется. По истечению срока действия, продлевается на новый срок, если ни одна из сторон не заявит об отказе о продлении договора», — пояснил Игорь Васильевич.
Однако он обратился в компетентные органы, и экономический суд решение о расторжении договора признал недействительным с момента принятия.
Снова подал в суд глава фермерского хозяйства уже в 2015 году, но уже по земельному вопросу. Дело в том, что вступил в силу новый водный кодекс, где были убраны противоречия между ним и земельным законом. По новому законодательству, в ситуации данного фермерского хозяйства был только один выход: землепользование плюс обособленное водопользование на данной территории. То есть для того, чтобы оформить документы на законное пользование водой, нужно в первую очередь быть землепользователем. И тогда уже на этой земле ты вправе использовать водный объект.
Малоритский райисполком заявил о том, что у этой территории уже есть землепользователь — СПК «Орехово». В своих письмах они ответили, что фермерское хозяйство представляет определенные неудобства для СПК «Орехово». А в случае изъятия водного объекта СПК приступит к использованию этого земельного участка в полную силу. Однако парадокс вот в чем: по словам нашего собеседника, у СПК есть Ореховское озеро, где более тысячи гектаров аналогичных земель вокруг деградируют. Кроме того, предыдущий председатель колхоза ранее документально подтвердил, что «СПК „Орехово“ Малоритского района не возражает об изъятии бывшего торфяного участка площадью 108 га в пользу фермерского хозяйства „Шаюк“ и убытков при его использовании не несет».
«Но как выяснилось в суде, СПК „Орехово“ не являлся землепользователем, потому что не мог оплатить материалы „Белгипрозему“ и зарегистрировать право землепользования этим участком», — рассказал Игорь Васильевич. Он снова подал прошение о предоставлении земельного участка: «У нас поменялось руководство в райисполкоме, председатель фактически на моей стороне. Но он пришел только весной и говорит, что не может мне предоставить земельный участок, потому еще до него этот земельный участок не давали. Он предложил обратиться либо в облисполком, либо в суд, чтобы это решение было отменено, что мы сейчас и делаем».
Но на этом все не закончилось
Из райисполкома в феврале текущего года фермеру пришло письмо о том, что с ним не продлят договор аренды водного объекта. 6 ноября истекает срок действия договора.
«В этом году я его зарыблял. Кроме того, у меня есть рыбопосадочный материал на год вперед: чтобы вырастить рыбу для запуска в водоем, ее нужно выращивать два года. Я специально для этого построил там пруды», — сетует фермер.
В письме Малоритского районного исполнительного комитета фермерскому хозяйству «Шаюк» черным по белому написано: «Сообщаем, что договор аренды от 31.10.2006, зарегистрированный 8.11.2006 под № 8, продлеваться не будет, договор будет прекращен 07.11.2016 в связи с истечением срока действия. Вам необходимо передать водоем «Ореховский-2» в 30-дневный срок после окончания договора (7.11.2016) по акту приема-передачи.
Вместе с тем не исключено, что Вами проводилось вселение рыбопосадочного материала для выращивания товарной рыбы в водоем. Для рационального использования рыбных ресурсов и предотвращения гибели рыбы, предлагаем выловить запущенную рыбу установленными в договоре аренды орудиями и способами до 7.11.2016″.
Разве это справедливо? Почему этот водоем и земля вокруг него не были никому нужны, когда они находились в плачевном состоянии? Кто будет возмещать фермеру расходы, потраченные на благоустройство и зарыбление? Почему СПК «Орехово» не занимается имеющимися в их пользовании землями, но претендует на эти? Вопросы пока остаются открытыми.