Самолет родился. Как делают Боинги-737 на заводе в США. Репортаж TUT.BY
Фюзеляж будущего самолета привозят на завод, а уже через девять дней готовая крылатая машина выезжает из цеха — прямо к живописному озеру Вашингтон. Мы на заводе «Боинга» в Рентоне, США. Эти цеха — дом семейства 737, самых популярных в мире узкофюзеляжных самолетов. Именно здесь делали новый Boeing 737−800 для «Белавиа». Репортаж TUT.BY — оттуда, где рождаются самолеты.
Здесь болеют за «Морских ястребов»
Вокруг Сиэтла, который стоит на Тихоокеанском заливе, — сразу несколько заводов корпорации «Боинг». Самый крупный из них — в городе Эверет, поменьше — в Рентоне. Нам во второй. Именно отсюда родом «Боинги 737−800», которые уже летают в Беларуси, и те, что еще только собираются купить.
Представитель «Боинга» Адам Тишлер встречает у входа на завод и объясняет: снимать можно не все. Больше всего здесь берегут от чужих глаз (а точнее — объективов) Boeing 737-MAХ — эту модификацию 737 официально презентуют в следующем году.
На заводе есть два огромных цеха окончательной сборки. Пока один задействовали под программу МАХ, а во втором смогли уместить сразу две линии по производству самолетов.
На дверях огромного цеха изображен раскинувший крылья самолет.
— На заводе устраивается конкурс и сотрудники выбирают ту картинку, которая будет вывешиваться на ворота, — рассказывает Адам Тишлер. — Почти всегда это самолет, который производится у нас, но иногда мы вешаем сюда флаги и эмблемы клуба по американскому футболу. Если вы увидите здесь вдруг на одежде людей эмблему в виде ястреба — не удивляйтесь. Мы шефствуем над командой Сиэтл Сихокс (англ. Seattle Seahawks переводится как «Сиэтлские Морские Ястребы», — TUT.BY), здесь многие за них болеют.
Но мы попадаем на завод не через эти огромные ворота, а через парадный вход и фойе. Экскурсия начинается уже с фотографий в холле: на одном снимке вид цехов «Боинга» в прошлом, на втором — сейчас. С конца девяностых на заводе работает система бережливого производства.
— Вот так производился 737-й самолет раньше. Все в цеху было перемешано… Когда нужно было передвинуть самолет, это занимало очень много времени, останавливало производство возле него. Потом мы решили кардинально изменить производственную систему. Сейчас в цехах все по другому: самолеты движутся по линии, логистика очень хорошо продумана. Это сильно экономит время.
Адам ведет нас на второй уровень цеха, самолеты показывают с балкона. В это время он честно инструктирует нас, гостей, как вести себя в случае стихийного бедствия, если оно вдруг застанет прямо здесь.
С балконов можно попасть в кабинеты инженеров, руководства завода. Их нарочно подняли выше, чтобы весь первый уровень можно было использовать собственно под производство. Здесь расходятся коридоры к кабинетам, видны таблички с забавными указателями. Если верить им — где-то за углом Каир и Найроби. Нам объясняют, что помещений много и, чтобы легче было запомнить, им раздали названия городов, озер, гор…
Каждые 1,7 секунды в мире взлетает или приземляется Boeing-737
- Все модели семейства 737 в совокупности — самые продаваемые гражданские реактивные самолеты в истории.
- Сегодня в эксплуатации — примерно 6480 самолетов 737 (первые модели 737, Classic и Next-Generation), а это — четверть всего мирового парка больших гражданских самолетов.
- Более 480 авиакомпаний в 127 странах эксплуатируют Боинг-737.
В среднем в любой момент времени в небе находится более 2400 Боингов-737. Такой самолет взлетает или приземляется в мире каждые 1,7 секунды.
- Общий налет самолетов семейства 737 — больше 299 миллионов часов. Столько часов налетал бы один самолет, если бы летал 34 202 года без остановки.
От установки проводов до тестового полета
Завод в Рентоне — большое сборочное производство. Фюзеляжи и винглеты для будущих «Боингов» везут из других регионов США. Рули высоты и некоторые другие детали делают в Китае и в Корее. Двигатели — во Франции.
Крылья для 737 производят здесь же, прямо на этом заводе.
Адам Тишлер подробно рассказывает, как шаг за шагом создается самолет. Сначала в цех привозят фюзеляж самолета. Работают, кстати, сразу над несколькими фюзеляжами. «Тело» будущего самолета приподнимают — работа идет на высоте. Так «Боинг» снова освобождает полезное место внизу для других функций.
В первые три дня фюзеляжи начиняют сложными системами проводов — их общая длина почти 70 километров.
— Все инструменты, нужные механикам — в специальных боксах. Как в операционной, когда доктор говорит «тампон, скальпель», так и здесь механик говорит «отвертка, гаечный ключ», — описывает процесс Адам Тишлер. — Ему поднимают нужные инструменты. Важно, чтобы механик не ходил за каким-то инструментом на склад, не искал их. Такой подход очень ускоряет процесс производства, позволяя исключить неэффективные движения.
На четвертый день будущий самолет спускают «с небес на землю». Начинается сложнейшая операция — присоединения крыла, потом шасси. Затем «Боинги» выстраиваются в одну линию, какой впереди — тот более готов. На новую позицию самолеты перевозят ночью. Вдоль линии с самолетами движется и линия с необходимыми приспособлениями и инструментами.
— Вот в этой позиции самолет уже прошел через пять циклов. Тестируют шасси, электричество, — показывает Адам Тишлер на один из «Боингов».
Мы идем по балкону как раз вдоль производственной линии. На каждом важном отрезке пути, который проходит самолет, — фонари. Кое-где огни фонарей красные, кое-где — зеленые.
— Если фонарь загорается фиолетовым — это означает, что нужна помощь специалиста. Горит желтый — проблема не очень серьезная, которая может быть решена супервизором, зеленый цвет — значит, все нормально, — объясняет представитель «Боинга».
— А красный?
— Красный призывает к осторожности. Это сообщение, что на самолете есть электричество и вообще ты находишься рядом с зоной, где оно проведено.
На то, чтобы собрать самолет, уходит 9−10 дней. В этом цеху — две производственные линии, сейчас «Боинг» делает на них 42 самолета в месяц. В 2018 планируют увеличить объемы — за счет работы третьей линии, место для которой освободили. Планируют за месяц сначала делать 47 самолетов, а в 2019 — 57.
В Рентоне, включая офисных работников, строителей и инженеров, работает примерно 12 тысяч человек. Кстати, поставку самолета для авиакомпании «Белавиа» снимали представители телевидения «Боинга» — коллеги рассказали, что их аудитория — 80 тысяч работников завода.
— А сколько людей работает над строительством одного самолета?
— Мы не раскрываем этой цифры, — отвечает Адам. — Дело в том, что в своей производственной системе мы имеем преимущество над конкурентами.
Дальше самолет ставят уже на шасси, он больше не на платформе. Тут же заканчивают работы над интерьером.
— Вот такое вот «олдскульное» производство на фоне высоких технологий, — смеется Адам Тишлер, глядя вниз.
Мы тоже опускаем глаза. Прямо перед балконом, по которому мы идем, расположился столик со швейной машинкой. Женщина строчит коврики для самолетов.
Когда самолет готов, его тестируют. Первый тест B1 — полет, который выполняют пилоты «Боинга». Специалисты проверяют, как работают системы, все ли отлажено. После первого тестового полета самолет отправляют на покраску. Красят либо здесь (в Рентоне есть два ангара для покраски), либо на заводе в Сиэтле (там — четыре специальных ангара). Говорят, чтобы покрасить один 737-й, нужно 189 литров краски. После высыхания вес краски на одном самолете — около 113 килограммов.
— После покраски — полет С1, когда заказчик сам летает и смотрит, все ли в порядке с самолетом. Southwest Airlines (крупнейшая американская лоукост-авиакомпания, — TUT.BY) — заказчик, с которым настолько наработаны отношения, что для последнего теста они сюда сами и не приезжают. «Боинг» сам делает тест и отдает самолет, — говорит Адам.
Собрать самолет за две минуты.
На видео от «Боинга» — весь процесс строительства в очень ускоренном режиме.
Центр обслуживания клиентов. Выбрать кресла для самолета и посадить на полосу Boeing-787
Чтобы ваш самолет однажды вышел готовым из заводского цеха — скажем, к живописному озеру Вашингтон, проходит большая предварительная работа с заказчиками. В центре обслуживания клиентов, который находится возле Сиэтла, можно выбрать и заказать определенный самолет.
— Если сравнивать с отношениями, то это часть, когда в них наступает определенность и вы не просто влюбляетесь, но и вступаете в законный брак, — объясняет рабочие моменты с помощью метафор представитель «Боинга» Джем Пру. — Эти отношения продляется 10, 20, 30 лет.
Специалисты «Боинга» говорят, что часто после долгой эксплуатации и многочисленных улучшений, авиакомпании переоборудуют пассажирские самолеты в грузовые.
— Есть самолеты, которые мы перестали производить уже тридцать лет назад, а они все летают, — говорит Джем.
Из-за большого количества самолетов боинговские сервисные центры доступны 24 часа в сутки, семь дней в неделю, во многих точках мира.
— Жизненный цикл самолета это не просто — пришли и купили самолет, — говорит Джем.
— Подготовить самолет к регулярным перевозкам — значит оттренировать все свои экипажи, включая пилотов и персонал, который обслуживает пассажиров в салоне. Получить все инструкции по эксплуатации, все необходимые запасные части, которые вам понадобятся на первом этапе эксплуатации самолета, — объясняет Джем. — А когда вы начинаете уже эксплуатировать самолет, вы должны не просто выполнять инструкции. Нужно анализировать постоянно анализировать ситуацию, использовать разные компьютерные программы, чтобы повышать эффективность полетов.
Здесь напоминают: меняется сама индустрия.
— Традиционно, если что-то на самолете происходит, какая-то поломка — пилот делает заметку, после посадки он передает свою заметку техническому персоналу, который разбирается, что случилось с самолетом. Технический персонал уже решает: сразу чинить, или такое может ждать до вечера, или вовсе до следующего большого технического ремонта. Есть ли нужные запчасти, есть ли подходящий персонал? При этом пассажир страдает, возникает задержка рейсов.
Сегодня, говорит Джем Пру, работает и совсем другая система.
— Когда на самолете какая-то ошибка, то компьютер передает на землю, что происходит, — и уже на земле люди решают, что делать с этой проблемой. Еще до того, как самолет сел, заказываются нужные запчасти, находят людей, которые могут их установить. При этом самолет не выбивается из расписания. Сейчас самолеты настолько «умные», что пилоты и технический персонал не включаются в процесс — возникшие проблемы решают компьютеры и наземные службы.
Но думать, будто из-за такого технического прогресса, пилотам на борту нечем заняться — большая ошибка. Будто стараясь показать нам это на деле, Джем Пру завершает свою экскурсию возле авиасимулятора.
— Есть добровольцы, готовые посадить на взлетную полосу 787-й?