Отвага в небе, принципиальность на земле
В годы Великой Отечественной войны лётчик-истребитель Фёдор Архипенко по сумме воздушных побед уничтожил целый немецкий авиаполк
Одним из выдающихся советских асов Великой Отечественной войны был уроженец деревни Авсимовичи Бобруйского района Фёдор Архипенко. Он входит в число самых результативных советских летчиков-истребителей. Предположительно, именно им в 1944 году в Румынии был сбит второй по результативности ас Германии Герхард Баркхорн, на счету которого числится 301 воздушная победа. Архипенко совершил 467 боевых вылетов, официально одержал 32 личные и 14 групповых побед. А по неофициальным данным, на его боевом счету 42 сбитых самолета противника. Звание Героя Советского Союза Фёдору Фёдоровичу было присвоено только 27 июня 1945 года. Хотя были приказы наркома обороны CCСP о представлении к званию Героя летчиков-истребителей за 10, а затем 17 уничтоженных самолетов врага…
Для сравнения: гомельчанин Павел Головачёв совершил в годы войны на 10 вылетов меньше, лично сбил 30 самолетов и получил две Золотые Звезды Героя — в ноябре 1943-го и в июне 1945 года. Прошу читателя не допускать даже мысли, что Головачёв звания дважды Героя Советского Союза был удостоен незаслуженно. Это был настоящий герой, ас Великой Отечественной войны, к заслугам которого командование отнеслось справедливо! Фёдору Архипенко в этом отношении повезло меньше.
Вот как Архипенко в воспоминаниях описывает причину своей опалы: «Однажды, будучи навеселе, они (командир полка С. Б. Зайченко и его заместитель А. И. Сергов) вызвали меня и приказали, чтобы я отменил приказ инженера своей эскадрильи Бушмёва. Он посадил на гаупвахту одну из оружейниц — Валентину Мартуль — за невыполнение его указания. Чтобы не подрывать авторитета инженера эскадрильи, я не отдал приказа об освобождении Мартуль из-под ареста, за что и попал в немилость к командованию полка. Это непослушание отразилось в 1943 году и на наградах: я не был представлен к правительственной награде (читай: к званию Героя). Ведь к тому времени на моем счету было уже 23 уничтоженные в воздушных боях неприятельские машины».
Характер и фронтовая судьба Фёдора Архипенко во многом схожи с характером и судьбой выдающегося летчика Александра Покрышкина: такое же беззаветное служение Родине, отказ от приспособленчества, принципиальность и мужество, с каким он сносил и ратные тяготы, и несправедливость…
22 июня 1941 года младший лейтенант Архипенко выполнял обязанности оперативного дежурного по аэродрому Велицк под Ковелем, где дислоцировался его 17-й истребительный авиаполк. В первый же день войны аэродром бомбили четыре раза группы по 40–60 немецких бомбардировщиков. «Можно представить, какой страх и ужас царили на аэродроме — многие летчики и техники стали седыми», — вспоминал Ф. Ф. Архипенко. Но сам он в тот день по собственной инициативе выполнил первый вылет, пролетел от Бреста до Равы-Русской, встретил незнакомый И‑153 и привел его на свой аэродром. В полку уцелело шесть самолетов, и Архипенко в числе других летчиков полка был направлен в тыл для переучивания на истребитель ЛАГГ. Первую свою победу он одержал под Киевом в августе 1941 года.
15 октября 1941 года в районе Сум на территории, занятой противником, совершил вынужденную посадку ведомый Архипенко Николай Савин. Фёдор приземлил свою машину рядом, пытаясь спасти однополчанина, но при пробеге у его самолета надломились стойки шасси. 10 дней друзья пробирались по немецким тылам к своим и благополучно дошли.
Фёдор Архипенко летал на самолетах И‑153, ЛаГГ‑3, Як‑1, Як‑7б, «Аэрокобре», воевал в небе Молдавии, Румынии, Польши, Чехословакии и Германии. Свою книгу воспоминаний он назвал «Я начал войну на «Чайке», в которой правдиво рассказал о боевых буднях. Говоря о неудачах 1941 года, он не пытается объяснить их недостатками авиационной техники, а самокритично пишет: «В то время наши летчики были еще тактически неграмотны, плохо обучены. Ведь юркий И‑15, освободившись от бомб, мог вести воздушный бой, маневрировать, а мы обычно по прямой пытались уходить от атак МЕ‑109. Мало было у нас тогда грамотных командиров, и в этом одна из причин того, что так безбожно били нас немцы как на земле, так и в воздухе».
После войны Фёдор Фёдорович окончил Военно-воздушную академию, был командиром полка в Сталинградском авиационном училище, служил в авиационном корпусе в Беларуси. Летал на первых реактивных МИГах. В 1959 году он уволился в запас в звании полковник.
В 1968 году в «Магілёўскай праўдзе» мне довелось увидеть фотографию, под ней была подпись: «Герой Советского Союза Ф. Архипенко, выпускник Московского инженерно-экономического института защищает дипломный проект». 35 лет Фёдор Фёдорович проработал в должности инженера, а затем заместителя управляющего трестом Мособлоргтехстрой.
Действительно, особого склада были люди, победившие в Великой Отечественной войне!
Михаил Рыськов