«Авиадартс‑2016»: битва воздушных асов (Видео)
Конкурс лётных экипажей «Авиадартс-2016» стал одним из самых зрелищных и горячих по накалу эмоций этапов третьих Армейских международных игр. Эти воздушные баталии по праву можно назвать битвой асов. Право на победу оспаривали лучшие военные лётчики стран, занимающих лидирующие позиции в мировом авиационном рейтинге: России, Китая, Беларуси и Казахстана. Тем почётнее серебряные медали наших пилотов, завоёванные в двух заявленных номинациях: «штурмовая авиация» и «армейская авиация».
…В небе над российским полигоном Дубровичи пара белорусских «грачей» появилась точно в заданное время. Разведка наземных объектов прошла успешно: все три были обнаружены буквально в первые минуты полета (из восьми отведенных на это). В оставшееся время можно спокойно подготовиться к пилотированию.
Ведомый — гвардии капитан Виталий Касим шел на своем Су‑25 за ведущим, точно приклеенный, строго выдерживая дистанцию. Три корпуса — ни больше ни меньше. Эти три корпуса в боевой обстановке сродни гарантийному талону на успешное возвращение. А если зазеваешься, отстанешь — осколки авиабомб, сброшенных ведущим, аккурат прошьют тело ведомой «сушки»… К бабке не ходи — прошьют.
Ну а здесь, в рамках конкурса, нарушение боевого порядка бьет сразу по двум самолетам. Низкие баллы — они срежут экипажи не хуже осколков, обеспечивая падение в турнирной таблице… Потому права на ошибку не было, и наши летчики это прекрасно понимали.
Ведущий — гвардии капитан Дмитрий Ермаков вел свой штурмовик спокойно и уверенно, полностью сосредоточившись на полете. Знал: Виталий Касим не подведет.
Высота, время, скорость… Все выдерживается точно. Заложив вираж с креном 60° в пятистах метрах от земли, «грачи» тут же вышли на вираж, уменьшив крен до 45° и сблизившись с землей до 300 метров. Затем «горка»…
Резко набрав высоту, летчики, выполннив маневр, стремительно начали сближение с землей. Пикирование!.. И — снова горизонтальный полет, боевой разворот по восходящей спирали. Затем летчики-штурмовики вновь бросили свои боевые машины в пике с углом 20°…
Выдержав заданную дистанцию, скорость, время, они завершили выполнение задания. Роспуск… И — самолеты по одному пошли на посадку.
…Это был лучший полет по установленному маршруту с выходом в район разведки, поиском наземных объектов и демонстрацией техники пилотирования в номинации «штурмовая авиация».
— Цель данного этапа — оценить навыки летных экипажей при выполнении элементов воздушной навигации, техники пилотирования и поиска наземных объектов различными тактическими приемами разведки, — пояснил суть происходящего заместитель командующего ВВС и войсками ПВО — начальник авиации полковник Александр Карев. — Грамотно проведенная разведка цели — ключ к успешному выполнению боевой задачи. Равно как и мастерство пилотирования. Надо отметить: каждый этап конкурса пошагово отражает все элементы практической деятельности военных летчиков. Требует от пилотов демонстрации владения теми навыками, которые понадобятся для выполнения боевых задач по прямому предназначению. Приятно, что белорусские штурмовики отработали этот этап практически без замечаний.
Результат оказался значимым еще и потому, что до этого белорусские пилоты имели возможность совершить всего один тренировочный полет. Один!.. В то время как их основные конкуренты — российские экипажи летали по установленному маршруту на протяжении трех недель. И если Виталий Касим в прошлом году уже бороздил рязанское небо, то его ведущий — Дмитрий Ермаков, выполняя конкурсное задание, летал над полигоном Дубровичи всего второй раз.
Однако наших пилотов такой расклад нисколько не смущал.
— Мы договорились не думать об этом. На любых соревнованиях хозяева всегда имеют небольшую фору: родное небо помогает, — спокойно ответил на сорвавшийся-таки с моих уст провокационный вопрос гвардии капитан Виталий Касим. — Мы были нацелены показать максимум, на что способны. И — сделали это.
Несколько раз в день летчики на земле тщательно разбирали каждую деталь предстоящего полета. Посекундно выверяли каждый маневр, проходили его ногами, прокручивали руками, то кружась, то плавно разворачиваясь на месте… Менялись местами, обходя друг друга по кругу, приседая и поднимая руки вверх. Проговаривали каждый элемент, разбирая его по секундам. В авиации это называется «пешим по-летному».