Орша: город под белыми крыльями
В месте слияния рек Оршицы и Днепра среди живописных холмов начинал свою жизнь один из старейших городов земли белорусской — Орша. Его расположение во многом и определило дальнейшую судьбу города…
Орша, как и Витебск, зарождался на границе волока, который соединял две могучие водные артерии — Днепр и Западную Двину. Удобное место привлекало сюда ремесленников и купцов для выгодной торговли. Многие исследователи утверждают, что задолго до своего первого летописного упоминания Орша уже была важным транзитным центром. Бывали здесь купцы не только из Западной Европы, Прибалтики, но и гости из очень дальних земель. Одним из аргументов в пользу этой гипотезы является найденный в начале прошлого столетия на Оршанщине клад, который состоял из 1.200 арабских монет VIII века.
Впервые же Орша упоминается в летописи «Повесть временных лет» под 1067 годом в связи с военными событиями. Именно в этом году полоцкий князь Всеслав, которого за ум и необыкновенные способности прозвали Чародеем, захватил Новгород, принадлежавший в то время киевским князьям. В ответ они пошли войной на Полоцкое княжество. Княжьи дружины встретились 3 марта на реке Немиге. В кровавой битве победителей не было: каждое войско понесло большие потери.
Через четыре месяца киевские князья пригласили Всеслава на переговоры. Как сообщает летопись, Всеслав Чародей пришел в шатер «на Рши» 10 июля 1067 года. Эта дата и считается началом летосчисления истории Орши.
На протяжении столетий город был сравнительно большим населенным пунктом с развитым ремесленным производством. Здесь работали искусные кузнецы, гончары, косторезы, камнетесы, ювелиры. Находясь на перекрестке торговых путей, город на берегах Днепра был завидным стратегическим пунктом, обладание которым сулило большие выгоды. Поэтому традиции защищать свой порог у жителей Оршанщины носят давний, вековой характер.
Раз за разом, возрождаясь из пепла, Орша продолжала развиваться. Новым импульсом для ее роста стала проложенная здесь железная дорога. По настоящее время город является крупнейшим железнодорожным узлом Беларуси, расположенным на пересечении двух европейских транспортных коридоров…
Столетие мирных лет жизни оршанцев завершилось с началом Великой Отечественной войны. Уже 23 июня 1941 года город и железнодорожная станция подверглись первым налетам немецких бомбардировщиков: через Оршу в те дни проходила эвакуация промышленного оборудования предприятий большей части центральных и западных регионов Беларуси, в обратном направлении шли эшелоны с бойцами Красной Армии и вооружением.
В этот тяжелый период произошло событие, которое навсегда вошло в мировую военную историю: 14 июля в 15 часов 17 минут под Оршей впервые было испытано новое оружие — легендарные «катюши», — ракетные установки БМ‑13 под командованием капитана Ивана Флёрова. Из семи установок был сделан первый залп по станции Орша, где уже находились эшелоны с техникой и солдатами противника. Второй удар был нанесен по переправе немцев через Оршицу.
Однако город, несмотря на применение нового оружия и мужественное сопротивление наших войск, пришлось оставить. К этому времени танковые колонны вермахта, прорвавшиеся через Днепр южнее, захватили Смоленск и окружили защитников Орши с запада и востока.
В городе гитлеровцы установили жестокий оккупационный режим. Как и практически во всех белорусских городах, в Орше было организовано гетто. Только 20 ноября 1941 года здесь расстреляли 1.873 еврея.
Еще одной зловещей отметиной на карте города времен «нового порядка» стали концлагеря. Архивы хранят краткие воспоминания только о семи лагерях военнопленных, которые были размещены в городе. В Орше также находилось еще четыре лагеря с неустановленными классификационными признаками: один лагерь — на юго-восточной окраине города, второй — в районе военного городка, третий — на территории Кутеинского мужского монастыря, четвертый — в районе железнодорожного вокзала.
В концлагерях под открытым небом ждали своей участи до 15 тысяч советских солдат и офицеров. Вскоре с помощью оршанских подпольщиков значительная часть военнопленных была освобождена, и они пополнили ряды народных мстителей.
В первый же день оккупации в городе был создан Оршанский подпольный партийный центр. Его руководителем стал Леонид Анкинович. Уже к концу 1941 года в городе насчитывалось более 20 подпольных групп, семь из них — на железнодорожном узле. Всего же в Орше в период оккупации действовало более 50 подпольных групп.
Подпольщики нападали на фашистские обозы и автоколонны, минировали дороги, подрывали мосты и линии связи. На железнодорожном узле поджигали бутылками с горючей смесью вагоны и цистерны, склады с оружием, боеприпасами… В донесении за октябрь 1941 года фашисты информировали свое начальство: «Только за этот месяц мы имели 15 диверсий и 85 нападений».
Самая известная подпольная организация, которая не давала покоя немцам на железнодорожном узле, — группа Константина Заслонова. Менее чем за три месяца заслоновцы вывели из строя более 170 паровозов, пустили под откос шесть эшелонов врага, взорвали несколько складов.
Срывая перевозки немецких войск, боевой техники и боеприпасов, подпольщики оказали значительную помощь советским войскам в разгроме гитлеровцев под Москвой.
В феврале 1942‑го фашистам удалось напасть на след патриотов. Заслонову с группой товарищей пришлось уйти в лес. Возле деревни Лаги они создали новую боевую единицу, названную отрядом «Дяди Кости» и вскоре переросшую в крупную партизанскую бригаду. Партизаны действовали главным образом в треугольнике между магистралями Орша — Витебск, Орша — Смоленск, Смоленск — Витебск.
В ноябре 1942 года Константин Заслонов становится командиром Оршанской партизанской зоны, которая состояла из нескольких бригад. Они взрывали мосты, разрушали линии связи, громили немецкие гарнизоны, пускали под откос эшелоны с солдатами и техникой. После гибели прославленного командира бригада не распалась, а продолжала воевать с врагом.
Всего партизанами-заслоновцами было уничтожено около восьми тысяч вражеских солдат и офицеров, взорвано 12.230 рельсов, пущено под откос 218 воинских эшелонов, разбито 104 паровоза, взорвано 40 мостов, выведено из строя 33 танка и даже был сбит один самолет. Кроме названного соединения, в районе Орши действовали бригады «Бати», «Чекист», «Звезда», «Богушевская бригада».
Три года продолжалась оккупация оршанской земли. За это время город был превращен немцами в мощный узел обороны. Вокруг Орши и на восточном берегу Днепра противник создал оборонительную линию с дотами, дзотами, противотанковыми рвами, минными полями, траншеями, укрепленными позициями для артиллерии и танков. Каждая улица, каменный дом, руины — все приспосабливалось к обороне.