"Разве я могу забыть те глаза, ту морду". Собака нашла хозяев через пять лет
Зимой 2011-го у минчанина Франца Коледа пропала собака Марта. И вот в июле 2016-го она нашлась. Прибежала на хозяйскую дачу в Столбцовский район. То, что это именно его пес, мужчина не сомневается: «Разве можно забыть те глаза, ту морду».
Черная Марта с белыми лапами бегает по двору, ластится к Францу Антоновичу.
— Это еще что, — говорит его жена Анна Иосифовна. — Бывает, упадут на траву и качаются, не могут друг другу нарадоваться. Когда она исчезла, муж очень переживал. Он ведь на животных просто помешан, а с тех пор как Марта пропала, так больше и не решился никого завести. Все разговоры о ней воспринимал болезненно. Бывает, оговорюсь со злости: «Зачем тебе эта собака». Ругается, очень недоволен.
Пес бежит к нам. Здесь в деревне Кондратовичи, где у семьи Коледа дача, ему раздолье. Марта сыта и довольна. Даже и не скажешь, что столько скиталась.
— За это время она почти не изменилась, разве только возмужала, — сравнивает Анна Иосифовна. — Тогда же ей было три года, а теперь восемь.
Появилась она в семье случайно. Как-то Франц Антонович рассказал коллеге, что очень любит собак. А у того у родственников на Витебщине как раз щенки родились, вот он одного товарищу на День рождения и привез.
Над именем долго не думали — Марта, потому что частью семьи она стала именно в марте.
— Добрая, игривая малышка, — хозяйка вспоминает, какой была их четверолапая подруга много лет назад. — Но держать дома собак я мужу не разрешаю. А здесь в Кондратовичах у нас как раз тетя жила, мы к ней постоянно ездили и Марту сюда привезли. А как тети не стало, летом собака с нами в деревне, а на зиму муж забирал ее к себе на работу. Тогда как раз Ледовый дворец строили, он там в охране работал. Две зимы они с ним пробыли, и вдруг Франц приходит на сутки — а собаки нет. Месяц он ездил по Минску, искал. Даже в приют на Гурского ходил, надеялся, но ничего.
«Я не ожидал, растерялся, давай на весь двор кричать»
— 22 июля было пасмурно, весь день в деревне шел дождь, и мы даже из дома не выходили, — возвращает нас в 2016-й Франц Антонович. — Дверь в сарае была открыта, вот Марта, видимо, туда и забежала. За этим сараем, пока она у нас жила, ее будка стояла, а как собака исчезла, мы ее убрали, чтобы душу не бередила. Вечером я без внимания все закрыл — и спать.
— Давай лучше про следующее утро, — улыбается мужу Анна Иосифовна. — Мы собирались ехать в грибы, проснулись в шесть и пошли теплицы открывать. Я — одну, а Франц — другую.
— Я открыл теплицу — и к сараю, — слово за Францем Антоновичем. — Только толкнул дверь — а собака мне в ноги. Легла и не шевельнется. Я не ожидал, растерялся, давай на весь двор кричать: «Марта! Марта!».
— А я слышу: «Аня! Аня!». Думаю, шесть утра, чего он кричит, соседей разбудит, — смеется Анна Иосифовна. — Я к нему, а там наша собака, у меня как речь отняло. Но откуда она взялась?! Стоим с Францем, смотрим друг на друга и слова сказать не можем. А Марта забегала кругом — и за сарай.
— А как вы поняли, что это именно ваш питомец?
— Да как я могу забыть те глаза, ту морду, — заметно, хозяин счастлив. — И фотография у нас была, где я с Мартой. Сбегали, сравнили — один к одному. Позвали соседку, спрашиваем: помнишь нашу Марту. Да, отвечает. Иди, посмотри. Все, говорит, точно ваша. Потом увидел другой сосед, он как раз мимо проходил, аж одернулся: «Что, ваша собака вернулась?!».
Теперь уже сельчане смотрят на Марту без удивления. Привыкли к местной сенсации.
— Представьте, насколько она умная, что запомнила дорогу. И насколько предана мужу, что пришла, — размышляет Анна Иосифовна. — Мы до сих пор не понимаем, как она сюда добралась. Муж зимами, когда сюда ездил, ее с собой в машину брал, вот она, видимо, дорогу и запомнила.
Марта довольна, как будто понимает, что ее хвалят. И все кружится возле нас и кружится. Хозяева рассказывают, раньше ее на привязи держали, а теперь и не подумали бы привязывать. Больше она не потеряется.
Если перевести возраст Марты в человеческий, получится лет 56. Но активности в ней хоть отбавляй. Анна Иосифовна вспоминает, первые три дня, как нашлась, она почти все время лежала. Даже кушать ей подносили. А сейчас не унять.
— Мы теперь, когда за калитку ходим гулять, любим за ней наблюдать, — продолжает Анна Иосифовна. — Вчера внучку в коляске везли, Марта метров на десять от нас отбежит, ложится и ждет, чтобы с ней поравнялись.
— Я ведь, когда она пришла, на колени перед ней встал. Марточка, говорю, я тебя только месяц искал, а ты меня через пять лет нашла, — чуть сдерживает слезу Франц Анатольевич. А собака все крутится и крутится у его ног. Видимо, по-своему пытается объяснить, как любит хозяев.