"Я живу в небе". На авиационный фестиваль в Щучине прилетел Леонид Якубович
День города в Щучине третий год подряд отмечают авиационным фестивалем. Любители легкомоторных самолетов возродили заброшенный военный аэродром и теперь созывают сюда коллег со всей страны. В этом году среди участников праздника был и знаменитый летчик-любитель, ведущий легендарного «Поле чудес» Леонид Якубович.
Самолет — символ Щучина
Праздник авиации начали с открытия нового-старого памятника самолету Миг-19. Много лет он стоял у дворца Друцких-Любецких, но год назад, в преддверии Дня белорусской письменности, его демонтировали — рядом с бывшей княжеской резиденцией он смотрелся странно.
Горожане тогда разделились — многие хорошо помнят авиационное советское прошлое города, поэтому хотели обязательно вернуть памятник. Через год реализовали компромиссное решение: построили новый постамент под самолет, на другом берегу пруда.
Открывал памятник летчик первого класса, полковник в отставке Леонид Карпов, который когда-то 10 лет летал на этом самом самолете. По словам Карпова, Миг-19 в свое время опережал по всем параметрам своего американского ровесника F-100. «Это не только символ перехода к сверхзвуковой авиации, но и символ Щучина. Тут отлетавший свое Миг-19 впервые установили в качестве памятника», — вспоминает летчик.
Карпов считает, что памятник символизирует не только достижения техники, но и людей, которые этот самолет осваивали, и вообще всех ветеранов авиации, которых в Щучине немало. Тут много лет дислоцировался 10-й отдельный Краснознамённый Московско-Кёнигсбергский разведывательный авиационный полк, который в этом году празднует 75-летие. Его ветераны — в форме и с орденами — были одними из самых заметных участников праздника.
Леонид Якубович: «Самолет — самый безопасный вид транспорта»
К открытию фестиваля подоспел самый ожидаемый гость — телеведущий Леонид Якубович. Он не только знаменитый шоумен, но и большой любитель авиации: сев за штурвал впервые на шестом десятке лет, он отучился в Калужском авиационно-техническом училище и теперь старается не пропускать подобные мероприятия.
В Щучин он приехал охотно, ведь он тут не чужой человек. В прошлом году он приезжал в деревню Якубовичи Щучинского района в поисках корней — тогда как раз снимался фильм к его 70-летию. Леонид Аркадьевич выбрался сюда потому, что это самая отдаленная деревня с таким названием — у самой границы с Литвой, ехать туда пришлось без малого 300 км. Правда, ни одного Якубовича там не нашлось. В две другие деревни с таким же названием, которые находятся в других областях Беларуси, знаменитый телеведущий собирается приехать с братом уже в следующем году.
Отказать местным властям Якубович не смог и не хотел — он старается бывать на авиационных фестивалях всегда, когда есть возможность. «Они проходят достаточно нерегулярно, скорее спонтанно. И как только меня зовут, я приезжаю несмотря ни на что: занятость, здоровье — плевать я на это хотел», — говорит Якубович. И сразу добавляет, что если и прилетает на праздники, то не на своем самолете — его у него просто нет. Зато есть серьезный опыт полетов за штурвалами шести моделей самолета и двух вертолетов. Якубович уверен — это самый безопасный вид транспорта.
Народную любовь к ведущему «Поля чудес» нельзя было не заметить. Леонида Аркадьевича буквально не пропускали: обступив со всех сторон, брали автографы, делали селфи, давали подержать на руки детей. Во время показов боевой техники его даже кинулись «защищать» от толпы бойцы ОМОНа, но шоумен в резкой форме их отстранил. Ведь его задача — приносить людям радость.
Якубович приехал в Щучин вместе со своим близким другом Казимиром Тихановичем — руководителем Вяземского учебного авиационного центра и авиационной группы высшего пилотажа, летчиком-инструктором первого класса, полковником запаса. В Щучине Казимир Эдуардович впервые, но у себя в центре он подготовил много пилотов, которые сегодня летают в том числе и тут. Да и некоторые его однокурсники в 70-х служили в местном авиаполку.
Якубович, активный и жизнерадостный, много шутил. «Стоило приехать хотя бы для того, чтобы увидеть, как Ми-8 летает разными местами», — сказал он о выступлениях техники. А в беседе с журналистами нарочито удивленно спросил: «Разве вы не читали, что я вчера умер?» Оказывается, перед фестивалем в очередной раз всплыла давняя фейковая новость о якобы скорой кончине шоумена. К такому Леонид Аркадьевич давно относится с иронией.
На празднике можно было увидеть в действии военную авиацию, за штурвалом которой работают командиры первого класса. Выступил маневренный Ми-8 — один из самых массовых вертолетов в истории. После него в небо поднялись современные учебно-боевые Як-130, которые прибыли из России на авиабазу в Лиде в прошлом году. В небе был и вечно молодой боевой Миг-29. Завершила показы тройка самолетов Л-39 «Альбатрос» из пилотажной группы «Белая Русь», которая выступает на всех авиационных и государственных праздниках в стране.
Участники праздника могли вблизи увидеть спортивные авто, бронетанковые машины и другое вооружение. На полосе старого аэродрома Щучинский кандидат в мастера спорта по картингу Александр Гедревич соревновался в скорости с легкомоторным самолетом. Свои умения показывали парашютисты ВВС и бойцы ОМОН.
«В небе пробок нет»
Фестиваль собрал и военных, и гражданских пилотов. «Любой человек, который подходит по здоровью, в состоянии стать пилотом и получить удостоверение», — считает Сергей Завадский, который прилетел в Щучин из Пинска. Медкомиссия в этом случае серьезнее, чем при учебе в автошколе, зато потом летать проще, чем ездить на авто, уверен он. «В небе ведь пробок нет, аварийность намного меньше. Люди говорят, что летать страшно, а мне кажется, что страшно как раз ездить».
Сергей летает уже семь лет, из них последние два — за штурвалом чешского Zlin 142, который первоначально служил для обучения пилотов истребителей. «Он крутит все фигуры пилотажа», — уверяет нас пилот. Этим его машина и выделяется среди других. Правда, погода не способствует демонстрации способностей — низкая облачность не позволяет зрителям увидеть действительно интересный пилотаж. «Мы вылетали из Пинска — было +32, ветер южный. Тут +19 и ветер северный», — говорит Сергей, удивленный такой разницей на расстоянии всего 180 км.
Участники щучинского фестиваля летают на своих самолетах буквально каждые выходные, в свободное от работы время. При желании, так можно даже в отпуск полететь. Правда, без семьи — самолеты не очень вместительные. Да и для полетов за границу требования более жесткие, но выполнимые. Прежде всего, нужно знать английский.
Сергей ставит в пример Щучин как место, где инфраструктура для малой авиации развивается благодаря самим любителям: «Кто-то берется за заброшенный аэродром, своими силами обкашивает, что-то восстанавливает и начинает летать. Люди все делают сами для себя».
Праздник авиации в Щучине закончился концертом группы «Дрозды» и гродненских музыкантов-виртуозов, дискотекой и фейерверком. На память о Дне города самые удачливые словили бумажные самолетики с поздравлениями, которые сбросили с одного из легкомоторных самолетов.