"Деньги не главное. И вообще, зачем эти нервы?!" Медалисты о том, почему пошли в учителя
Интерес абитуриентов к педагогическим специальностям растет, отметил на прошлой неделе первый заместитель министра образования Вадим Богуш. Одна из причин такого внимания то, что уже третий год школьники-медалисты и выпускники-краснодипломники ссузов могут поступать на некоторые педспециальности без экзаменов. В БГПУ им. М. Танка в этом году, например, 148 таких студентов, в 2014-м было 100. TUT.BY встретился с «золотыми» абитуриентами БГПУ и узнал, почему среди сотен профессий, они выбрали работу учителя.
«Белорусский знаю лучше, но решила поступать на русский»
— С 3 класса я участвовала в конкурсах и олимпиадах по русскому и белорусскому языкам. В какой-то момент поняла, что белорусский знаю лучше и решила поступать на специальность «Русский язык и литература». Нужно же подтянуть, — говорит Даша Головаш из Сморгони. Школу она закончила с медалью и стала студенткой без экзаменов и ЦТ.
В будущем девушка собирается поступать в магистратуру. Возможно, попробует преподавать в университете.
— Хотя… — останавливает себя студентка. — Я всегда мечтала работать в школе. Класса с 4-го собирала у одноклассников старые тетради, выискивала там непроверенные работы и проверяла.
В общем, ночи за тетрадями ее не пугают, а вот распределение в глубинку… С другой стороны, рассуждает Даша, это всего два года. Потом можно назад в город вернуться.
Идею стать педагогом родители поддержали, но мама больше хотела, чтобы дочка, как и она, отучилась на экономиста.
— Я даже к тестам по математике готовилась, но потом передумала, — продолжает первокурсница. — Все эти экономические термины… Поняла, что мне будет не интересно. Экономисты сидят на одном месте, а учитель — профессия более творческая.
— С невысокой зарплатой…
— Думаю, филологи — люди, которые могут работать в разных сферах. Если понадобится, пойду подрабатывать. Вообще, из-за невысокого заработка многие считают профессию учителя непрестижной. Мол, идут туда те, кто больше никуда не поступил. Это неправда и стереотип. В этом году, например, на некоторые педспециальности были приличные баллы: «Логопедия» — 329, в прошлом — 279. «Русский язык и литература. Иностранный» — 289, в прошлом было 240.
— Ты следила за баллами?
— Да, у меня много друзей в педагогический поступали, — отвечает Даша. — Нет, они не медалисты. В нашем районе школу с «золотом» закончили около 30 человек, но на учителя пошла только я. Была еще одна выпускница, которая хотела, но потом передумала и выбрала на журналистику. А я люблю детей, по жизни активистка — думаю, проблем с учениками у меня не будет.
«Распределят в деревню — займусь агротуризмом»
— Деньги не главное. Работа должна заинтересовать, — отстаивает свою позицию Максим Авчинников. В этом году он с золотой медалью закончил СШ № 1 города Славгорода и поступил на специальность «Биология и география». Стать учителем молодой человек мечтает с 9 класса.
— Все началось с областной олимпиады по географии, — рассказывает Максим. — Утром, до того, как раздали задания, нас собрали в актовом зале, выступал серьезный мужчина в галстуке: «География — важная наука, — говорил он. — Но сейчас ее забрасывают. Она не настолько актуальная…». И меня это так задело, что про себя подумал: так ребятки, я буду учителем-географом. Это же такой интересный предмет! Друзья отговаривали: «Маленькая зарплата». Отвечал: я уже все решил, зря стараетесь.
ЦТ Максим не сдавал. Одноклассники за этого на него даже слегка обиделись.
— Ну как за это… Просто как-то, пока они нервничали и ездили на тесты, я неосторожно сказал: «Каждый день, когда у вас тестирование, в 11.00 отрываю голову от подушки и думаю: «Я с вами». Сейчас, конечно, у нас абсолютный мир.
Впрочем, к тестам Максим тоже готовился. Боялся, вдруг льготы отменят. И что тогда? «В мае я неподготовленный буду сидеть, смотреть на это ЦТ и думать: все, я потерян». И на РТ он тоже ездил. Было это, правда, еще осенью. Результат по русскому — 71. Неплохо.
— С сентября решил по чуть-чуть заниматься, — продолжает студент. — Купил пару сборников по географии и биологии, ходил на факультативы по русскому. Учил это все где-то до марта, а потом вышло постановление о судьбе медалистов — и я расслабился. Подумал, даже регистрироваться на тесты не буду. Но, честно, в мае, как началась запись, каждый день переживал: только бы льготы не отменили.
— Но все равно не записался?
— Зачем мне эти нервы?! У меня на носу были школьные экзамены, палаточный лагерь. Я продумывал программу. Пока все учили ЦТ, я готовился к экзаменам. Билеты по английскому вызубрил. Любой мог ответить идеально.
— А математику? Так понимаю, ты гуманитарий?
— Пришлось полюбить и математику. К тому же, я помогал с этим предметом младшему брату. Родители ведь когда школу закончили. Успеваемость у Андрея чуть хуже: у него оценки от шестерки, поэтому, если, например, за контрольную по геометрии он получал четыре, мы вместе садились и разбирали тему.
Максим признается, в идее стать учителем географии его пугало лишь одно, что в БГПУ из мальчишек на эту специальность соберется поступать только он. Но, когда узнал, что среди 15 бюджетников шесть парней, выдохнул.
— А то будешь себя чувствовать, как на филфаке.
— А то, что по распределению тебя могут отправить в глухую деревню…
— И что? Есть у меня еще одно увлечение — туризм. Будем с ребятами в походы чаще ходить. Еще и агротуризмом можно заняться.
«У меня мама и тетя учителя. Сколько на них смотрю, столько мечтаю стать педагогом»
— Не знаю, буду я учителем или нет. Время покажет. Я поступила на специальность «Математика и информатика». Думаю, чуть что смогу работать и в IT-сфере, — говорит Вероника Сорока, золотая медалистка из деревни Пугачи Воложинского района. — Сейчас же я очень хочу преподавать. У меня мама и тетя учителя. Сколько на них смотрю, столько мечтаю быть педагогом.
В эту вступительную компанию у Вероники был лишь один вопрос: учителем какого предмета она хочет быть — иностранного языка или информатики.
— Весь год я ходила на факультативы, — говорит она. — Ездила на РТ.
— Зачем столько нервов, если медаль дает право поступить без экзаменов?
— Я же не знала, будет у меня медаль или нет, — спорит девушка. — Школьные экзамены были только в июне, я не могла так рисковать. Получить медаль — это не цель. Это скорее награда за то, что ты хорошо делал 11 лет. К тому же, мне очень хотелось попробовать сдать тесты. Проверить себя. Да и на учителя иностранного, куда я тоже собиралась, медаль не дает права поступать без экзаменов.
Все ЦТ Вероника сдала на 50 баллов. Причем, во время тестирования очень волновалась. На русском руки тряслись так, что просила у соседа по парте снять колпачок с ручки.
— Документы я отвозила в предпоследний день, никак не могла определиться, куда же пойти, — улыбается Вероника. — Но математик все-таки убедил, сказал у меня получится.
Родные выбор Вероники поддержали. Хотя сначала восприняли эту новость как шутку.
— О том, что хочу работать в школе, я рассказывала с детства, родителям казалось, что это детская мечта, — пройдет. И вдруг я выросла, а желание осталось, — улыбается девушка. — Мама говорит, что учителя всегда востребованы, и без работы я не останусь. Кстати, в БГПУ есть интересная традиция, там каждому сотому абитуриенту ректор вручает часы. И когда оказалось, что я одна из сотых, поняла — это хороший знак, с выбором я не ошиблась.