"Платил силовикам, чтобы сдерживали конкурентов". В Минске возобновили суд о крупнейшей наркосети
После месячного перерыва в Минске продолжился суд по «делу 17-ти». Это время потребовалось стороне обвинения на допрос еще одного фигуранта дела, 34-летнего Сергея Рыбко. Он попался в руки российских правоохранителей еще осенью 2015-го за хранение наркотиков, с того момента пребывает в СИЗО. Выдать белоруса на родину отказали, но разрешили допросить.
«Дело 17-ти» — самое громкое в Беларуси дело о продаже наркотиков. На скамье подсудимых 17 человек, в том числе бывшие сотрудники МВД и КГБ. обвинение считает, что руководителем наркосети был Константин Вилюга.
Ранее сотрудники ГУБОПиК рассказывали: Сергей Рыбко был чуть ли не правой рукой главного фигуранта дела, Константина Вилюги. В последнее время курировал филиалы в России, где и был задержан. А за свою свободу якобы даже предлагал полиции 3,5 миллиона российских рублей (примерно 50 тысяч долларов) и автомобиль. Но не помогло.
Белорусская сторона надеялась на экстрадицию Сергея Рыбко на родину. Но Генпрокуратура России уведомила, что «удовлетворить запрос не представляется возможным», так как в отношении мужчины там уже есть другое дело. В итоге 26 июля на протяжении целого дня фигуранта допрашивали прямо в следственном изоляторе в Московской области. Ответ из десятка страниц сегодня зачитали в Минском городском суде.
Против оглашения материалов допроса единодушно выступили все 17 обвиняемых по делу и их адвокаты. Они считают, что проведение подобных действий на стадии судебного разбирательства «противоречило закону», является «недопустимым доказательством», оформлено с нарушениями и в целом вызывает сомнения в подлинности, а сам Рыбко «не несет никакой ответственности за свои показания». Их также возмутило, что в процессе участвовали сотрудники ГУБОПиК МВД. Главный фигурант дела Константин Вилюга заявил, что полученная информация «не соответствует действительности; стиль изложения [в допросе] не соответствует Рыбко». Суд выслушал мнения сторон, но решил огласить документ.
О самом Сергее Рыбко известно немного: 34 года, родился в Минске, фактически последнее время жил в Москве, имеет неоконченное высшее образование. О предыдущих судимостях ничего не сообщается (хотя из показаний ясно, что отбывал наказание в местах лишения свободы). Зато указано, что белорусской стороной ему было предъявлено обвинение в создании преступной группы либо участии в ней, обороте наркотиков или психотропов, а также незаконной предпринимательской деятельности.
Задержали мужчину в ноябре 2015-го в российском Подольске с 18 граммами психотропного вещества, за что был взят под стражу. Там идет расследование по этому факту.
«В багажнике авто по 5−6 пакетов сырья»
По словам Рыбко из документа допроса, он познакомился с Константином Вилюгой еще в 2003 году в ночном клубе «Реактор». Потом — с Маратом Багелем по кличке Марик (ныне тоже обвиняемый по делу, хотя и пошел на сделку со следствием). Затем еще с Александром Громыко по кличке Волк (был обвиняемым, но позже освобожден по ст. 20 Уголовного кодекса — как способствующий изобличению преступной группы). По словам Рыбко, уже тогда ему было известно об участии каждого в наркобизнесе, в том числе о том, что сайтом Legalminsk руководил Константин Вилюга.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/08/1470238958207791.jpg)
Кстати, накануне этого знакомства сам Рыбко как раз вышел на свободу. Это событие отметили… за счет Вилюги, и за его же счет Сергей жил первое время. А параллельно выполнял его разные поручения. Например, снимал пробу с различных видов психотропов, «первые были легкие, последующие — тяжелые». За деньги того же Вилюги возил в колонию передачи для Андрея Працевича (сейчас он тоже на скамье подсудимых в числе 17-ти).
Поначалу, сообщает Рыбко, его удивили объемы — например, вспоминал 5−6 пакетов сырья по полкилограмма в багажнике какого-то автомобиля. На вопросы, зачем так много, якобы услышал от Вилюги, что «не так уж и много».
В итоге через два месяца после освобождения Рыбко обратился к Вилюге с вопросом «не возьмет ли его меня в свое движение», то есть распространение курительных смесей, так как «знал, что это приносит большой доход». Тот якобы согласился, посвятил Рыбко в расценки и другие премудрости (вроде фасовки в фирменные пакетики с логотипом магазина, что Вилюга якобы называл визитной карточкой бизнеса). Доход решили делить пополам.
Объемы шли килограммами. Не раз в руки милиции попадался тот же Александр Громыко, но после его отпускали, когда выяснялось, что смеси легальные.
«Вилюга на тот момент знал, какие вещества находятся в списке запрещенных, а какие там окажутся скоро — и знал, когда это произойдет. При этом старался распродать оптом партии, которые скоро должны оказаться в списках — продавал их дешевле», — сказано в допросе за подписью Сергея Рыбко.
«Мы скоро будем работать одни»
По его словам, он также слышал от Вилюги о встречах с сотрудниками КГБ, которые по наводке задерживали «конкурентов», так что «скоро мы будем работать одни». В то же время цены на товар постепенно поднимали, «Вилюга говорил, что мы должны больше платить, чтобы дальше работать».
Позже к наркосети подключилась Алина Терегеря, еще одна обвиняемая из списка 17-ти. По материалам дела, она сначала работала с Вилюгой, а потом открыла свой собственный магазин Hellcat. На суде признала свою вину частично — согласилась с перевозкой, сбытом и изготовлением психотропных веществ, но не признала участие в организованной преступной группе.
Было и знакомство с Юрием Погальниковым — впоследствии он, как и Громыко, уйдет от ответственности за помощь следствию. Его допрос проходил по видеосвязи, а безопасность обеспечивало большее колличество правоохранителей, чем конвоиров на всех 17 обвиняемых в зале суда.
С 2013 года компания задумала расширяться — открыть интернет-магазин в России. Основные обязанности там взял на себя Сергей Рыбко. В какой-то момент, по словам фигуранта, Вилюга и вовсе предложил продать бизнес в Беларуси и строить его в Москве.
В это время на родине начались проблемы: Терегеря сообщила о неком авторитете Александре Бородине по кличке Каштан. Тот предложил охранять наркосеть за процент в свой карман, потом «доля» постепенно росла, за услуги начал просить товар на продажу. В конце концов, по словам Рыбко, это Вилюге надоело — и тот «сдал» Каштана знакомым из органов. Его задержали сотрудники ГУБОПиК.
«После моего отъезда [в Россию] меня заменила Терегеря», — заявил во время допроса Сергей Рыбко. Тем временем, по его словам, из ГУБОПиК уволился знакомый Вилюги, Константин Денисевич (оба сейчас на суде в клетках по соседству), чтобы «наладить продажу в других областях Беларуси».
«За хорошую работу Вилюга оплатил тур в Европу»
В соседней стране Рыбко работал на пару с Федором Буховцом. Второму сейчас предъявлено обвинение в вовлечении новых участников в оборот психотропных веществ, формировании подразделений в Беларуси и России, контролем за «иерархией» и обучением конспирации.
«Через какое-то время Вилюга заподозрил [меня] в хищении выручки, а Буховец завоевал доверие», — рассказывает Сергей Рыбко о том, как он потерял руководство российским «филиалом».
В то же время, исходя из его показаний, умел Вилюга и награждать: "Оплатил тур в Европу Терегере за хорошую работу".
В целом, по оценке Сергея Рыбко, Константин Вилюга получал 30% от всей прибыли наркосети. Но и других руководителей не обижал: «он не мог отказать Буховцу, который знал все счета и пароли — тот мог в любой момент сбежать со всеми деньгами».
По итогу оглашения допроса многие обвиняемые указали на явные нестыковки (например, некоторые фигуранты были в местах лишения свободы, хотя Рыбко рассказывает о неких встречах в Минске), другие и вовсе все слова фигуранта опровергали.
«Это все наглая ложь, — заявил Константин Вилюга. — То, что Рыбко сам продавал наркотики — это я могу подтвердить, что мы — нет, никогда».
«Зная Рыбко, это не его показания. <…> Он всегда говорил, что не запоминает даты, а тут они везде», — подытожила обвиняемая Алина Терегеря.
«Много неправды здесь написано», — подтвердил обвиняемый Федор Буховец.
После изучения допроса Сергея Рыбко Минский городской суд приступил к изучению письменных материалов по делу.