Молитва лицом к Мекке. Как устроена минская мечеть

Источник материала:  
29.07.2016 12:23 — Новости Общества

Официальное открытие Соборной мечети в Минске снова перенесли, на этот раз на сентябрь. Впрочем, праздничные молитвы там уже проводят, чему очень рады верующие. До сих пор у белорусских мусульман не было главного храма. TUT.BY рассказывает, как устроено культовое место.

Где построили. Свято место

Мечеть возвели на пересечении улиц Грибоедова и Игнатенко. Когда-то здесь было Татарское предместье. В начале девяностых мусульманам отдали участок земли рядом со сквером. Сквер еще в семидесятые годы был разбит на месте разрушенного татарского кладбища, мизара. От всего кладбища по сей день сохранилась лишь одна могила, да порой выступают из-под земли каменные надгробия.


Костяк мусульман в нашей стране — белорусские татары. Кроме них за счет миграции в разные годы прибавилось еще 32 мусульманские этногруппы.

В 1992 году спонсировать стройку минской мечети начала Саудовская Аравия, но денег не хватило, и больше десяти лет это был долгострой, пока на помощь не пришли турки.

В это время столичные мусульмане приспособили для молитв строительную бытовку.

— Во временном помещении было тесно, поэтому многие молились на улице: в дождь, в снег, — рассказывает муфтий Абу-Бекир Шабанович. — Эта мечеть у нас долгожданная, выстраданная. Это дом Всевышнего, где верующий с ним общается напрямую.

Как устроено. От михраба до минарета

По проекту новое здание сможет вместить 750 человек. Впрочем, здесь уверены: если использовать все прилегающие площадки, а также ступеньки, то поместится и в два раза больше людей.


Энциклопедии говорят: слово «мечеть» происходит от «масджид», а еще ранее — от арабского корня «саджада» со значением «падать ниц». Мечеть — место для земных поклонов. Во время молитв мусульмане близко склоняются к полу.

Новый храм — увеличенная копия минской мечети, которую разрушили в советские годы. К прошлому проекту добавили цокольный этаж, где расположились воскресная школа — медресе, кабинеты преподавателей и муфтия, а также помещение для музея. Здесь же — актовый зал, а еще туалеты, приспособленные для ритуальных омовений.



В основной молитвенный зал поднимаешься по большой лестнице с белыми резными перилами.

 — Сейчас мусульмане-богословы говорят мне: «Послушай, у тебя не по правилам построена мечеть!». Отвечаю, что знаю, но что тут сделаешь, — разводит руками муфтий. — Проект той мечети, которую построили в 1902 году, сделал архитектор Соловьев. Он не был мусульманином. Можно сказать, что к христианским принципам строительства он добавил элементы мусульманской архитектуры. В нашей традиции верующие входят и сразу оказываются лицом к Мекке, а здесь можно войти только сбоку.


Несмотря на нетрадиционный вход, в новом здании минбар и михраб, как и положено, на востоке. Лицом на восток мусульмане совершали намаз даже в строительной бытовке: ковровые дорожки там застилали под углом, чтобы задать верное направление.

Муфтий с гордостью осматривает новый михраб, сделанный в Турции специально для новой мечети.

— Когда михраб собрали — я был так рад, что не мог домой уехать! Исключительно сделано.


Богатые росписи под куполом мечети — дело рук турецких мастеров. Говорят, они работали в Минске не покладая рук.
 

На стенах молитвенного зала — таблички с предложениями из Корана.
 

Рабочие завершают последние приготовления на балконе, над молитвенным залом.
 

Фрагмент молитвенного зала. Вид через балконное ограждение.
 

Здесь, под куполом, тоже будет роскошная люстра.
 

На балконах, говорит муфтий, во время общих молитв, будет совершать намаз молодежь.

 


В восточном стиле выдержаны все элементы убранства.
 

Вид фонаря на фоне предложения из Корана «Бисмилла», которую верующие читают на начало любого дела.

Винтовая лестница ведет на круглую башню — минарет. Именно с него в мусульманских странах по окрестностям разносится голос муэдзина, призывающего верующих на молитву.

— Вся кровля из меди. Ее произвели в России, в больших рулонах ее привезли в Беларусь. Здесь турецкие мастера их раскатывали и резали на листы. А из Германии привезли состав, который не даст меди окисляться в течении пятидесяти лет, — глава мусульман Беларуси явно доволен результатом.


Такой вид открывается с минарета. Над основным зданием мечети — большой купол. Еще один — над башней минарета. Есть свой купол и у михраба, где во время молитвы находится имам.

Кого здесь ждут. Верующие, их дети и просто туристы

Теперь мусульмане смогут совершать намаз в мечети. Молиться нужно пять раз в день, по пятницам коллективные молитвы, джума-намаз. Посещение пятничных молитв обязательно.

— Если ты не придешь беспричинно трижды — считай, ты отошел от веры, — говорят здесь.


Войдя в мечеть, нужно разуться.

Помимо молитвы, мусульмане ходят в мечеть за советом.

— Все в руках Всевышнего, — говорит Абу-Бекир Шабанович. — Человек будет знать, что есть храм, куда в любое время он может прийти, очистить душу. Раз храм есть — там есть имам, учитель, муфтий. А значит, можно проконсультироваться, по шариату разбирать какие-то нежелательные отношения друг с другом. Не надо бегать в юридические консультации, в суды, а прийти и сначала здесь разобраться, по исламу. Кто виноват, кто прав — разрешить этот спор.


По словам муфтия, в Минске не менее 10 тысяч прихожан мечети.

Муфтий добавляет, что теперь сюда потянутся за обрядами. Например, в мечети смогут венчаться молодые:

— Венчание, «никях», обычно совершается по пятницам, после общей молитвы — краткий обряд. Юбилеи, имянаречения — все здесь… Не представляете, сколько обращаются к нам. Вот живут люди, расселены, и мы не знаем многих. А когда человек попадает в беду, или даже умирает, то приходит его дочь или сын. Они уже другой веры, или никакой веры, но знают, что родитель исповедовал ислам и надо его по традиции похоронить. Кто-то хочет похоронить на мусульманском кладбище, а кому-то все равно где, но надо почитать молитву. «Снимите с моей души грех», - говорят. Помогаем. Теперь все будет гораздо централизованнее.


Молятся мусульманки за перегородкой, чтобы не смущать красотой мужчин и не отвлекать их от молитвы.

Светильники тоже турецкие.

По мусульманскому календарю сейчас на дворе 1437 год. Летоисчисление в исламе ведут по лунным годам с момента переселения Пророка Мухаммеда и его сподвижников из Мекки в Медину.

Для совместной молитвы до официального открытия мечети используется помещение внизу — актовый зал.

До прихода в храм верующий должен сделать омовение. Если нет чистоты тела — это нужно сделать здесь, теперь есть все условия.

Откроется в мечети и воскресная школа, медресе. В классе расставлены учебники. Они прошли экспертизу уполномоченного по делам религий, не забывает объяснить муфтий.

— Есть случаи, когда бабушки после семидесяти лет приходили и просили научить читать Коран на арабском языке. Говорят: «Пусть медленно, но несколько слов за полчаса прочитаю». Это лучше, чем если кто-то будет читать за тебя, — говорит Абу-Бекир Шабанович.

Те, кто по-арабски не читает, останавливается на переводах. Есть Коран, переведенный на русский. Муфтий рассказывает, что сейчас создали группу, которая будет переводить священную книгу белорусский язык.

Помимо Корана здесь будут изучать историю религий, историю Беларуси, историю и культуру мусульманских наций.

Можно будет приходить в мечеть и туристам. Главное — соблюсти в храме правила приличия и одеться как положено.


Взрослые женщины приходят в мечеть в длинных юбках, волосы должны быть спрятаны под платок.

Вместе с новым храмом в Беларуси 12 мечетей. Половина из них — молитвенные дома, в обычных деревенских хатах. Из настоящих мечетей до появления минской самой большой была Ивьевская, на родине муфтия.

— Ивье сегодня — столица белорусских татар, их там под тысячу. Хорошая школа при мечети, исламский культурный центр в отдельном здании. Мероприятия проводят, молодежь собирается. А там же мечеть — памятник архитектуры республиканского значения второй степени. Однако государство на ремонты не дало ни копейки, только специалиста выделили из Минкульта, который приезжает, проверяет. Люди сами собрали солидные средства на ремонт — около 50 тысяч долларов. И никто не жалуется. Так и говорят: «А мы ні ў кога міласці не просім. Толькі ва Ўсявышняга».

На какую мечеть похожа. Татарские огороды

Новая мечеть — почти копия той, которая стояла по адресу Димитрова, 41. На месте былого фундамента сейчас фонтан перед рестораном гостиницы «Юбилейная».


Каменную мечеть в Минске решили строить еще в конце XIX века, на месте ветхой деревянной мечети. Татары долго собирали деньги на новый храм, так что возводить его стали уже в новом веке — в 1900 году, построили через год.


Так выглядело Татарское предместье в начале 20 века. Это место в районе нынешнего проспекта Победителей называли еще Татарскими огородами. Белорусские татары и правда хорошие огородники.

Краеведы пишут: в 30-е, вплоть до 1941-го, в мечети была продовольственная база. В военные годы оставшиеся в городе верующие могли посещать мечеть.

В конце 40-х мусульманскую общину распустили, мечеть закрыли. Известно, что в 1949 году минские татары даже писали Сталину — просили вернуть храм. В 1962 году мечеть на Димитрова уничтожили, имущество конфисковали.


Слева, вдалеке, виднеется здание мечети. Это пятидесятые. Вскоре мечеть снесут. Фото из книги Виталия Кириченко «Минск. Исторический портрет города. 1953−1959».



— Вообще основная задача — возродить духовность. Храм поможет укрепить нравственность, толерантность, взаимопомощь. После такого жесткого государственного атеизма это нужно и христианам, и иудеям, и мусульманам, — завершает экскурсию по мечети Абу-Бекир Шабанович.

В новом здании уже успели провести праздничную молитву — отметить окончание Рамадана. Официальное открытие изначально было назначено на сегодня, 29 июля, но снова пришлось перенести, ожидается — на сентябрь. Впрочем, все это уже формальности: главное, что у верующих уже есть свой храм.


←Презентация "танкосамолета" в аэропорту задерживается

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика