Потратить 50 млрд на оборудование, которое не работает. Непоказательный пример рыбхоза "Любань"
В 2011 году в Беларуси запустили госпрограмму развития рыбохозяйственной деятельности. Ее авторы расписали четкий план, как за пять лет не только заменить на прилавках импортную продукцию своей, но и массово продавать нашего карпа, сома и толстолобика за границу. И вот все закончилось. Только рядовой покупатель вряд ли заметил в магазинах расширение отечественного ассортимента. По информации Комитета госконтроля, мероприятия провалены практически наполовину.
Но это общие выводы. Есть и частности. Например, рыбокомбинат «Любань» — самый крупный участник госпрограммы от Минской области. В 2012 году, до того, как получить субсидии и кредиты на развитие, хозяйство работало с рентабельностью в 14%. Миллиарды потрачены, а предприятие сегодня — в долгах.
Могли заработать миллион долларов, по получили только убытки
Рыбокомбинат «Любань» — это 49 прудов на двух тысячах гектаров. Здесь выращивают, в основном, карпа, но плюс к этому еще сома, белого амура и толстолобика. 20 машин с надписью «Живая рыба» каждый день развозят ее по всей стране.
— Несколько лет назад пытались разводить форель и осетра. Но не сильно получилось: этой рыбе постоянно нужна чистая проточная вода. Оказалось, что в наших условиях процесс нерентабельный, — рассказывает директор рыбхоза Валерий Гормаш.
Чтобы зарабатывать больше, в 2010 году на предприятии открыли цех по переработке. Правда, сегодня цех загружен лишь на треть, а коптят, солят, вялят и разделывают на филе здесь преимущественное морскую рыбу. Ее закупают у белорусских поставщиков. За первое полугодие из 346 тонн разделанной рыбы, своей нашлось только 46 тонн.
— К концу года рассчитываем загрузить цех процентов на восемьдесят. Кроме этого, думаем перерабатывать больше местного сырья, а не импортного. Есть возможность увеличить вылов своей рыбы, — строит планы руководитель.
Валерий Гормаш работает в Любани всего три месяца. За это время он успел огородить пруды, чтобы за рыбой с сетями не приходили браконьеры, поменять охрану, чтобы продукцию не выносили свои, и наладил поставки кормов.
Все хорошо, если бы в наследство от старого руководства ему не досталось по 380 миллионов ежемесячных платежей по кредитам (здесь и далее суммы приведены в неденоминированных рублях), 2 миллиарда просроченной задолженности перед Банком развития и 12,4 миллиарда перед другими банками, а еще и неработающих цех по производству консервов.
Выручка в месяц получается около миллиарда. Все идет на зарплаты и расчеты по долгам. О том, чтобы отремонтировать склады, облагородить территорию и поменять изношенные грузовики, которые развозят рыбу, считая упущенную выгоду, думать пока не приходится.
За прошлый год убытки составили почти 15 миллиардов рублей, за полгода 2016-го — около четырех.
Новое производство в 2012 году профинансировал Банк развития. Кредит в 49 миллиардов рублей выделили рыбхозу на строительство и оборудование цеха по производству консервов. Уже в 2014 году здесь планировали все запустить и ежедневно выдавать с конвейера по 20 тысяч банок продукции. Но полтора года машины простаивают. Предприятие уже потеряло на этом миллион долларов прибыли.
Оборудование за миллиарды, которое можно только выбросить
Кто и как потратил государственные деньги и большие кредитные средства уже две недели изучает госконтроль. Специалисты КГК обещают закончить проверку после первого августа. Тогда и станет понятно, кто во всем виноват и что делать дальше.
— Самая большая проблема в строительстве этого цеха и закупке оборудования. Получается, что рыбокомбинатом затрачено на это 47 миллиардов. Но пусконаладка не произведена до сих пор. В отсеке по первичной обработке машины закуплены вразрез. Они предназначены для морской рыбы, хотя здесь планировалась переработка прудовой, — озвучивает проблемы сотрудник Комитета госконтроля Минской области Елена Старовойтова. — Часть вложенных сюда денег — бюджетные, остальное — кредитные. И сейчас ОАО находится в долгах из-за этого.
Экскурсию по оборудованному два года назад, но до сих пор не работающему цеху проводит председатель комитета по архитектуре и строительству Миноблисполкома Сергей Трусов. Но всю ответственность за срыв запуска он с себя сразу снимает. Говорит, рыбхоз находится под Министерством сельского хозяйства, и поэтому спрашивать нужно с них. А он здесь просто разбирается в проблемах по заданию губернатора.
Сначала он заводит нас в отсек по первичной переработке рыбы. По проекту, здесь все должно работать автоматизировано, но на деле все не так — нужно дополнительно нанять 32 человека. Непозволительная роскошь для проблемного предприятия.
— Первая проблема: из ванны рыба должна была автоматически поступать на разделку. Но сделано так, что сейчас сюда нужно ставить человека, который бы ее загружал, — говорит Сергей Трусов.
Проблема и со второй машиной, где рыба должна промываться и лишаться головы и хвоста. Чтобы линия работала, нужно тратить 16 кубометров воды в час, в смену это — полторы железнодорожные цистерны.
— Проектом это не было предусмотрено. И чтобы здесь все заработало, нужно строить отдельный водозабор. Это нерентабельно, — объясняет представитель Миноблисполкома. — Это нормально, если эти машины стоят на какой-то плавбазе, где рыба перерабатывается на судах или рядом с морем. Там воды предостаточно.
Сергею Трусову кажется, что перед тем, как привезти это оборудование в Любань, его списали с морских кораблей в Калининграде. Именно оттуда машины доставили в Беларусь. На одном из агрегатов даже стоит год производства мотора — 1989-й.
— Машина стоит 400 миллионов, хотя абсолютно здесь не нужна. Она должна обрезать плавники и хребет, — говорит Сергей Трусов. — На моторе бирка — 1989 год. А все продают как оборудование 2014 года. Понятно, что столько лет двигатель отдельно нигде не хранился. Просто с кораблей сняли, подкрасили — и поставили.
Да и вообще все машины, которые должны готовить продукцию к окончательной переработке предназначены для морской рыбы. А здесь хотели готовить консервы из прудовой: карп, толстолобик и белый амур в масле и томате.
— Вот сюда должна поступать рыба в ячейки, чтобы отрубались головы и хвосты. Но рассчитано все под длинную рыбу, но никак не под карпа в 300−400 граммов. Если мы сюда положим нашего карпа, то его просто будет пополам разрубать. Потери составят — до 30 процентов, — рассказывает председатель комитета по архитектуре и строительству Миноблисполкома.
Проблем много, а решение руководство области видит одно: вернуть оборудование на полтора миллиарда рублей поставщику и купить новое. Но российская компания, поставившая машины, готова только помочь с перепродажей.
«Пусть мне говорят что угодно, но здесь просто не было контроля…»
Главная проблема заключается в том, что все оборудование закупали у четырех разных фирм в России, Украине и Беларуси. По отдельности оно работает, но вместе не стыкуется.
Проект делала фирма из Брестской области, цех строило ныне предприятие-банкрот из Могилевской области, а оборудование устанавливала компания, у которой нет на это лицензии.
— Здесь нужно, чтобы Минсельхозпрод разобрался со своим предприятием и с теми, кто это все делал, — говорит представитель Миноблисполкома. — Все можно было построить за год вместо четырех и за гораздо меньшие деньги. Пусть мне говорят что угодно. Здесь просто не было контроля за всем. Пускай компетентные органы со всем разбираются, почему оплата произведена, а работы не наладке оборудования не выполнены.
Прежнего директора Сергея Макаренко, при котором и строился новый цех, председатель Миноблисполкома снял с должности три месяца назад.
Выход из сложившейся ситуации ищет новый руководитель Валерий Гормаш. Он уже разговаривал с производителем оборудования — калининградской компанией «Рыботехцентр». Они готовы приехать и все запустить. Но за деньги. Нужно 160 миллионов рублей, которых у хозяйства нет.
— Еще нужно около 500 миллионов, чтобы переоборудовать цех по первичной переработке. И это только для того, чтобы организовать там ручной труд, а не автоматизированный. Иначе нужно около полутора миллиардов, — говорит Валерий Гормаш.
Денег нет, но директор собирается найти финансирование и за год решить существующие проблемы. Как раз в следующем году рыбхозу в Любани исполнится 50 лет.
На продукцию завода, которую предприятия еще не выпускает, по словам руководителя, уже есть спрос. Консервы готовы покупать в России.