Жительница Жодина, ударившая сотрудника метро, получила год лишения свободы
В здании электродепо № 1 минского метроплитена 21 июля прошло выездное судебное заседание. Жительницу Жодино обвиняли в том, что она отказалась пройти досмотр на станции «Уручье» и несколько раз ударила инспектора охраны по лицу.
«Она оскорбляла меня, посылала матом и еще сказала: «Вас, белорусов, поставили на колени, а нас, русских, не согнут». Это было очень неприятно», — заявил потерпевший.
Обвиняемая и потерпевший (сидят в первом ряду)
Инцидент произошел 17 мая. Обвиняемая Валентина Гончар, по ее словам, в тот день спешила доставить заказ иностранным туристам. Женщина занимается ремесленичеством, делает декоративные куклы.
«В Жодино маршрутка не остановилась. Меня на джипе мужчина подвез к метро, я уже опаздывала. У меня было буквально три минуты, чтобы успеть на поезд, а потом — на единственный автобус, который везет меня в санаторий «Юность», там проходила выставка народных промыслов. Поэтому в метро я не вошла, а влетела», — пояснила обвиняемая.
Она настаивает, что в руках у нее была небольшая дамская сумочка, пакет и кожаная сумка размером 45 на 40 см. Женщина купила жетон и поспешила к турникетам. Там ее и остановил сотрудник службы безопасности, который попросил пройти на досмотр. На сегодня обвиняемая уже не помнит, что точно он ей говорил.
«Может, он и обращался ко мне. Но я уже зашифрована. У меня одна мысль была — уехать. Мне надо было отвезти куклу заказчикам, это мой единственный доход».
Та самая кукла выпала из пакета, пока пассажирка вырывалась, а инспектор пытался увести ее в сторону.
«Я говорила ему: как вы себя ведете с женщиной, а он мне: вы не женщина. Я не выдержала, ударила его по лицу. Я сказала ему: подымите куклу. А он ответил, что это мусор. Когда меня оскорбляют, ладно, но когда оскорбили куклу, я не выдержала. Он тогда за культуру Беларуси получил вторую пощенину!» — пояснила Валентина Гончар.
Инспектор службы безопасности Сергей Короченя
На подмогу к инспектору Сергею Корочене прибыл его коллега из службы безопасности метро и сотрудник милиции. Они в один голос подтверждают: пассажирка вела себя агрессивно, несколько раз ударила потерпевшего по рукам и по лицу, оскорбляла его и нецензурно выражалась.
«Она и меня оскорбляла. Говорила, кто вы такие, бездельники», — пояснил на суде коллега потерпевшего.
Дальше женщину увели в комнату милиции, где был составлен протокол. Через два часа после разбирательства она попросила прощение у инспектора.
«Я творческая личность, я честно вошла в метро, — поясняла она сегодня. — Да, я не должна была наносить ему удары. Но я женщина. Со мной как? Я уже боюсь в метро заходить, боюсь спешить — что меня не поймут, не протянут руку помощи. Мы какие-то черствые стали!»
У инспектора своя версия произошедшего. Говорит, что обратил внимание на Гончар, поскольку она буквально ворвалась на станцию метро.
«Быстрым шагом прошла к турникету, она очень быстро заходила, задерганная какая-то, эмоциональная», — пояснил Короченя.
Дальше пассажирка, по словам инспектора, в грубой форме сказала ему, что торопится и не намерена пройти на досмотр.
«Она говорила, мол, каждый день здесь ходит, никто ее не трогает. Я разговаривал с ней вежливо. Раз десять попросил пройти на досмотр. И удерживал я ее за ручки сумки. Она начала меня посылать, оскорблять. Еще сказала: «Вас, белорусов, поставили на колени, а нас, русских, не согнут». Это было очень неприятно, — заявил потерпевший. — Она все время кричала: я — женщина. Но я отвечал, что она в данной ситуации пассажир и должна подчиняться законным требованиям. Еще она говорила, что боится меня как мужчину. Но мы же не в темном углу были, а в метро. Я был в форме, на службе».
По его словам, он просто опешил, когда пассажирка ударила его по лицу.
«Я даже супруге своей такого не позволяю! — сказал инспектор. — Я ей говорил: вы что творите, но она не реагировала. Я лично ничего не требую от нее, потому что вижу, что это бесполезно, она даже в суде сейчас врет».
На это обвиняемая заявила потерпевшему: «Если ты настоящий мужик, расскажи, как все было на самом деле!»
«Я все рассказал, добавить мне нечего», — пояснил Сергей Короченя.
В суде Гончар вела себя эмоционально, доставала из сумок свои куклы и даже бросала их на пол. Все время подчеркивала, что она женщина, и сводила все к тому, что в метро произошел житейский конфликт. Во время процесса она извинения потерпевшему не принесла.
На видео, которое было продемонстировано во время заседания, четко видно, как жительница Жодина наносит удары инспектору, вырывается и не хочет следовать за сотрудником службы безопасности метро. Сотрудники метрополитена, которых собрали в актовом зале на заседание, довольно эмоционально реагировали на представленные кадры.
Отметим, что сотрудники службы безопасности метро имеют право проверять пассажиров и их ручную кладь. Это прописано и в правилах перевозки. Более того, это их обязанность — обеспечить безопасность подземки.
Вместе с тем, по словам потерпевшего, он сам и его коллеги ежедневно сталкиваются с тем, что некоторые пассажиры не хотят проходить досмотр.
«У меня это не первый случай нападения, — рассказал Короченя. — Был инцидент с мужчиной, но тогда на месте все решили, он не такой эмоциональный был».
О личности обвиняемой известно, что она уроженка России, воспитывает 17-летнюю дочь, которая учится в музыкальном колледже. Доход, по словам Гончар, у нее непостоянный. Также она утверждала, что имеет проблемы со здоровьем.
Гособвинитель считает, что вина жительницы Жодина доказана, а поэтому просил суд привлечь ее к уголовной ответственности — двум годам лишения свободы с испытальным сроком на два года, а также 100 часов общественно-полезных работ и штрафу на сумму 100 базовых величин. При выполнении данных условий и удовлетворительном поведении в колонию она не поедет.
Адвокат Валентины Гончар считает, что справедливым наказанием был бы штраф 10 базовых величин, без привлечения к уголовной ответственности.
Суд признал ремесленницу виновной в нарушении ч. 1 ст. 366 УК (насилие в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности) и приговорил к 1 году лишения свободы с исправительным сроком на этот же срок, в свободное от работы время она должна выполнить 100 часов общественно-полезных работ и в течение полугода заплатить штраф в размере 50 базовых величин.
Приговор в законную силу не вступил и может быть обжалован.
Фото Сергея Балая
Адарья ГУШТЫН