Осиповичи: овеянные славой боевой

Источник материала:  

Железнодорожная столица — именно так называют небольшой белорусский городок Осиповичи, выросший из станции, построенной на Либаво-Роменской железной дороге около 150 лет назад. А имя ему подарила небольшая деревушка, находившаяся неподалёку. И поэтому не стоит удивляться тому, что на гербе Осиповичей — паровоз, а на железнодорожной станции установлен соответствующий памятник.

Свято чтят осиповчане память о партизанах-подрывниках, о других земляках-героях, сражавшихся с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. К слову, весьма необычно для нашего райцентра то, что центральная улица Осиповичей называется не Советской, Интернациональной или Ленина, как принято по обыкновению. Она носит имя Степана Сумченко — одного из организаторов партизанского движения на Могилевщине.

Чтобы полностью обойти Осиповичи, достаточно и пары часов. Маршрут нашего путешествия по городу начался с вокзала. Именно здесь, на привокзальной площади, установлен памятник герою-подрывнику Фёдору Крыловичу.

Огненная ночь

29 июля 1943 года. Полночь. Тишина. Вдруг Осиповичи сотряс мощнейший взрыв!.. Разбуженные им горожане в спешке стали покидать свои дома. Взор каждого из них в тот момент был направлен в сторону железнодорожной станции — там бушевал огненный смерч, взвивались в небо облака черного дыма, рвались авиабомбы, артиллерийские снаряды и прочие боеприпасы… Светопреставление продолжалось более десяти часов!

Это позже стало известно о том, что боевую операцию совершил один-единственный человек — Фёдор Крылович. А тогда казалось невероятным то обстоятельство, что подобную диверсию можно провести в одиночку… Даже немецкое командование предположило, что тот ночной Армагеддон — дело рук карающей врагов с неба советской авиации.

…Фёдор Крылович поступил в школу связистов в Ульяновске, после ее окончания его призвали в ряды Красной Армии. Довелось повоевать — на Халхин-Голе и у озера Хасан, с Финляндией. Однако когда началась Великая Отечественная война, обстоятельства вынудили Фёдора и многих его товарищей остаться работать на осиповичском железнодорожном узле, так как на сотрудников железной дороги накладывалась бронь.

Но «трудиться на благо врага» парню с боевым прошлым не хотелось… Вот он и влился в стихийно созданную товарищами-путейцами группу сопротивления. Теперь Фёдору Крыловичу сполна пригодились и навыки радиолюбителя, и армейская специальность связиста, и боевой опыт.

Его подпольная деятельность не осталась незамеченной секретарем Могилевского подпольного обкома комсомола Петром Воложиным. Видимо, от него Фёдор и получил столь ответственное задание — провести диверсионную операцию на стратегически важном узле железнодорожного сообщения.

Медлить с выполнением боевой задачи патриот не стал. Да и в ту ночь, 29 июля, казалось бы, сошлись все звезды: вышел из строя семафор, ремонтировать который срочно вызвали электромонтера-подпольщика Крыловича, зазевавшийся немец-охранник проворонил установку двух английских мин на цистерны с горючим…

Ну а затем судьба и вовсе сыграла на руку бойцу-одиночке. Тот эшелон с топливом не отправили на фронт, а попросту переместили в Северный парк, где стояли составы с военной техникой и боеприпасами — их готовили к отправке в район Курской дуги. Именно там и сработали установленные Фёдором Крыловичем мины…

Самая крупная диверсия

Потери противника были весомыми с материальной точки зрения, но не стоит оставлять без внимания и то, что на уничтоженную патриотом Крыловичем технику немецкое командование возлагало большие надежды. Ведь именно боевых машин не хватало штурмовым частям гитлеровцев в ходе запланированной для проведения под Курском операции «Цитадель». И кто знает, возможно, именно тех «восьми цистерн авиамасла, 23–25 цистерн с бензином, 65 вагонов с боеприпасами, пяти танков «тигр», трех танков Л‑20 и десяти бронемашин» и не хватило немецко-фашистским захватчикам для перелома в битве на Курской дуге…

Помимо всего прочего, эта грандиозная по своим масштабам диверсия имела еще один непредсказуемый заранее результат! В тот момент, когда одна за другой стали взрываться цистерны с горючим, вся станционная охрана разбежалась. Бросились в укрытие и караульные концентрационного лагеря, находившегося в полусотне метров от узла железнодорожного сообщения. Плененные красноармейцы и другие узники вырвались на свободу. Кое-кто из них вернулся на фронт, иные продолжили борьбу с оккупантами в партизанских отрядах Осиповщины.

Нужно отметить и тот факт, что военные историки признали эту диверсию на железной дороге самой крупной за годы Второй мировой войны.

…Непримиримую борьбу с врагом на осиповичской земле вели многие партизаны и подпольщики. Среди них ставшие Героями Советского Союза Борис Дмитриев, Римма Кунько, Степан Сумченко. Их имена увековечены ныне не только на памятниках аллеи Героев, но и в названиях улиц и школ Осиповичей.

Афганский след

Чуть в стороне от обелиска героям — освободителям Осиповичей от немецко-фашистских захватчиков в мемориальном комплексе «Аллея Героев» есть еще один памятник. Бронзовый ангел распростер крылья над именами воинов‑интернационалистов, погибших в Афганистане…

Афганская война. Никем и никому не объявленная. Героическая и трагическая. Не обошла она стороной и край Осиповичский. На службу в Ограниченном контингенте советских войск районный военкомат призвал 284 человека. Девять из них погибли на чужбине.

Геннадий Дягченя, Виктор Логвин, Анатолий Мощин, Юрий Седых, Сергей Хандога, Василий Хотько, Виктор Шпак, Анатолий Суглоба, Анатолий Лазовский… Их имена навечно застыли на граните монумента, память о них жива — стереть из нее события той войны не смогут ни годы, ни расстояния.

Юлия Гончар, «Ваяр», фото автора и Александра Кибика

←Берём с собой удачу…

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика