Солнечный талант

Источник материала:  

Глубокий, мягкий голос. Неповторимый тембр, доверительные, какие-то родные интонации. Песни, которые исполняет Надежда Микулич, — это целый мир. Сколько их!.. От задорной «Малиновки» до зажигательной «Команданте Че Гевара», от поэтической «Я вернусь» до заводной «Улыбнись», от шуточной «Пра вераб’я» до лирической «Звездной ночи». А народные песни — трогают до слез, поднимают настроение, наполняют гордостью за родной край.


— В нашем доме всегда звучали песни, — вспоминает Надежда Микулич. — Мама шила, вышивала и неизменно пела за работой, а я подпевала ей. Особенно я любила «Горят костры далекие». Потом, уже в «Верасах», мы сделали обработку этой песни.

О сольной карьере я не мечтала, хотела стать учительницей пения. Но тянуло и к инструментальной музыке. В Гродненском музыкально-педагогическом училище играла на аккордеоне, домре, фортепиано. На балалайке была первой примой в народном оркестре училища. Стучала на барабанах… Кстати, на ударнике даже сейчас сыграю. Но именно гитара всегда поражала меня: так немного струн — и такие красивые аккорды!.. Аккорды выучила в стройотряде.

Мы, девчонки, объединились в ансамбль Girls, заполняли паузы на вечерах во Дворце культуры текстильщиков, когда ансамбль парней отдыхал. В то время руководитель духового оркестра Геннадий Литынский решил создать женский вокально-инструментальный ансамбль. Предложил играть на «ионике», но меня больше привлекала бас-гитара. Хотела освоить композицию «Узкое горло океанического кита» группы «Бизоны»…

Девичий ансамбль, получивший название «Чаровницы», быстро завоевывал популярность, выступая на праздниках, вечерах отдыха. И тут подошло время того самого «вдруг», которое решило судьбу Надежды. В Гродно на гастроли приехал ансамбль «Верасы», им как раз была нужна солистка. Задорная бас-гитаристка со звонким голосом сразу привлекла их внимание.


И тут начались мытарства — не отпустили из училища (пришлось ждать год до выпуска), распределили не в Минск… Пришлось ходить по инстанциям, лететь на кукурузнике в Барановичи, где все равно не дали открепления, пока наконец заместитель министра просвещения не сжалился над начинающей певицей и не дал ей зеленый свет. Волны радости захлестнули тогда Надежду — и понесли навстречу неизведанному. И вот ей шьют концертный костюм, а впереди гастроли — Алтай!..

Тогда ансамбль «Верасы» работал на бэк-вокале у известного певца Эдуарда Мицули.

— Весело было, зажигали с девчонками, — пояснила Надежда. — Мы с Ядвигой Поплавской на гитарах, Люда Исупова — на флейте, Люцина Шеметкова — с бубном… Уже тогда был у нас и свой репертуар.

Потом к ним присоединились музыканты из «Белорусского сувенира», были победы на республиканском и 5‑м Всесоюзном конкурсах эстрады. «Верасы» стали работать в качестве самостоятельной группы, в коллектив пришел — и остался бессменным его руководителем Василий Раинчик.

Гастроли, гастроли…

— В ГДР были раз пять, не меньше, — вспоминает Надежда. — Выступали в воинских частях, где нас очень тепло принимали. Объехали с концертами всю Байкало-Амурскую магистраль. Там и познакомилась с Дином Ридом. Веселый, бесстрашный, настоящий ковбой!.. Не только концерты давал — и в вагончиках пел для строителей. Довелось мне спеть с ним на сцене — жаль, что только раз…

Однако Надежду вскоре поджидало серьезное испытание, о котором она поведала так:

— Внезапно заметила, что голос стал пропадать. Раньше могла взять си-бемоль второй октавы. И вдруг: пою, а на месте ноты — провал… Так случилось, например, с песней «Я у бабушки живу». Фактически я «выпала» из репертуара «Верасов».

Ушла в декрет, родила дочь, а потом вернулась в ансамбль «Чаровницы», где работал администратором мой муж — Борис Белый. Однако с голосом становилось все хуже. Я могла исполнить только три песни, да и то с большим трудом…

Надежда обратилась к специалистам. Ей надо было все начинать заново, фактически вновь учиться петь, но сначала по предписанию врачей — месяц молчать. Затем были занятия с педагогом Ириной Александровной Полянской — и голос вернулся. Более низкий, но все такой же свежий, волнующий.

А тем временем приближался очередной Всесоюзный конкурс артистов эстрады.

— Наверное, не слишком верили в меня тогда, — вздыхала Надежда. — Даже не позвонили, когда было прослушивание…

Однако прослушивание для нее все же состоялось, и на конкурс она попала. Сделали аранжировку песни «Аве Мария» (музыка Эдуарда Зарицкого, слова Максима Танка). Необычная, мелодичная, эта песня — гимн женской красоте, музыкальная мечта о невозможном, несбывшемся. Надежда стала тогда дипломантом конкурса, а за обработку народных песен «Рэчанька» и «Мой міленькі захварэў» получила приз радиостанции «Юность» — приемник с памятной надписью.


Теперь, став дипломантом конкурса, она могла работать на сцене целое отделение, а не номер, как раньше. И вновь на БАМ, теперь вместе с балетом «Сэнс».

— Приходилось работать и на и холодных площадках, а артисты балета — в легких костюмах, купальниках… — рассказала Надежда. — Стойкие, самоотверженные ребята. С ансамблем «Сузор’е» побывали в Эстонии. Известный композитор Игорь Паливода сделал для меня аранжировки белорусских народных песен. Со мной работали и режиссер, и музыкальный руководитель Белгосфилармонии. Первую песню я пела под гитару одна. Вторую песню — вместе с бас-гитаристом из «Сузор’я». Затем выходили музыканты, играющие на синтезаторе, ударных… Это было что-то необычайное, публика принимала нас на ура.

Выступала Надежда и с заслуженной артисткой Республики Беларусь Анной Павловной Рыжковой, работавшей в разговорном жанре (в народе ее с любовью называли «Райкин в юбке»), гастролировала и со своим ансамблем. И где она только не побывала, каких стран и обычаев не перевидала?!

Так, в Лаосе в Новый год («Бун Пимайлао» — там его отмечают в апреле) ее чуть не облили водой прямо в посольстве. Такова местная традиция — вода смывает с человека все плохое, что случилось с ним в прошлом году. А в Сирии многие пытались коснуться ее одежды. Есть там поверье: коснешься человека «в теле» — будешь богат и благополучен.

Надежда рано вышла на пенсию, но продолжала выступать. Она настоящий человек-оркестр: и на гитаре, и на губной гармонике, да и «бумчик» в подражание ударным — и знакомая песня звучит по-новому, необычно, завораживающе.

В 2000 году Надежда Микулич получила звание заслуженной артистки Республики Беларусь. А в связи с 35‑летием творческой деятельности была награждена почетным знаком. «За вклад в развитие культуры Беларуси». Белорусский детский фонд присвоил ей звание «Друг детей», ведь артистка неоднократно помогала Детскому фонду, давала благотворительные концерты, в том числе и для Белорусского общества Красного Креста Но самое важное звание — звание любимой и востребованной артистки — уже давно дали ей зрители. И это самое важное, не так ли?..

Наталья Игнатьева, фото автора

и из архива певицы

 

Блицопрос

— Что вы больше всего цените в мужчинах, женщинах, людях вообще?

— В мужчинах — способность защитить. В женщинах — доброту. В людях — желание помогать.

— Что можете и чего не можете простить?

— Простить могу, наверное, все. Есть такое качество — жлобство: вот этого не люблю.

— Если бы вы служили в армии, то…

— В военном оркестре, конечно!

— Что пожелаете нашим читателям?

— Отвечу словами из песни, которую исполняю с особым чувством. Это «Песня пра апошняга з аднапалчан» на слова Нила Гилевича. «Ратуйце мiр! Апошняму паверце…».

←В Могилеве нарушаются права рожениц на гуманное отношение, заявляют общественные активисты

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика