Можно ли измерить гуманность широкого отцовского ремня?
Светлана Лицкевич, Sputnik.
В конце июня Совфед РФ одобрил законопроект, в соответствии с которым нетяжелые телесные повреждения наказываются штрафом, а уголовная ответственность за них предусматривается только в случае, если они были нанесены несовершеннолетним и детям.
Проще говоря — теперь "березовая каша" или широкий отцовский ремень должны быть исключены из воспитательного семейного рациона. Иначе родителей могут на совершенно законных основаниях привлечь к ответственности, и не какой-нибудь административной, а вполне настоящей, уголовной. Гуманисты из числа педагогов и психологов в этом месте, наверное, радостно выдохнули.
А вот патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства РПЦ выразила "глубокую обеспокоенность" в связи с принятием новой редакции статьи 116 УК РФ ("Побои"), которая, как считают в патриархии, может привести к уголовному преследованию, в том числе, и добросовестных родителей, наказывающих детей "умеренно и разумно".
В РПЦ полагают, что физические наказания детей — одна из "традиционных ценностей" общества. В общем и целом в РПЦ согласны с тем, что дети должны быть защищены от "действительно преступных действий, кем бы они не совершались, особенно когда речь идет о преступном насилии. Однако нет никаких реальных оснований для того, чтобы приравнивать к таким преступным посягательствам разумное и умеренное применение любящими родителями в воспитании ребенка физических наказаний", — говорится в обращении на сайте РПЦ.
Получается, родителям — можно, другим — нельзя. А какой тяжести окажется родительская "длань" — даст подзатыльник или до рубцов ремнем приложит — это дела семейные, как говорится, за закрытыми дверями. Ведь как можно определить "умеренность" этих отношений? А глубину детского отчаяния и унижения? Какими нормами и традициями можно ее измерить?
Классическое "пожалеешь розги — испортишь ребенка" по мнению РПЦ актуальности не утратило, даже не смотря на километры психологических статей о том, что вместе с "розгами" можно сломать детскую личность, что насилие порождает страх, а физические методы воздействия лишь загоняют проблему глубже и с их помощью не вырастишь личность думающую, инициативную и самостоятельную. Не будет духа сотрудничества и товарищества у родителей с детьми, когда у одного есть власть достать ремень, а у другого — лишь возможность затаить обиды.
Иногда мы подтруниваем над западными законами, где случайный подзатыльник или шлепок могут обернуться реальным задержанием родителей и изъятием детей из семьи. Когда рвение соцслужб бывает таким, что нормальной семье, случайно попавшей "под раздачу" приходится потом годами оправдываться. Такой подход, конечно, тоже с перегибом — вдруг кому-то ваш разговор с чадом на повышенных тонах покажется посягательством на его права? Но и от ощущения "закрытых дверей" у меня, например, холодок идет по спине.
Казалось бы — история это не раз доказала — отсутствие физических наказаний формирует личности другого калибра. Хрестоматийный пример — при Екатерине II отменили телесные наказания для дворян. И первое же "непоротое" поколение дало блестящее офицерство 1812 года и великую русскую литературу с Пушкиным во главе. Какие еще могут быть аргументы?