Партийный апокриф. Почему монументальное полотно Ахремчика спрятали от зрителей
75 лет назад, 3 июля 1941 года, Сталин произнес по радио речь, которая начиналась словами: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры!» Событие стало темой выдающегося произведения белорусской живописи.
Произведения, которые не входят в число канонических книг Ветхого и Нового Завета, называют апокрифами (от древнегреческого «скрытый, сокровенный, тайный»). Такого рода «тайной» для популярной белорусской истории — своеобразным живописным апокрифом — является одно крупное произведение Ивана Ахремчика, над которым народный художник БССР работал в 1943—1944 годах.
Иван Осипович классически известен благодаря картине «Защитники Брестской крепости». Она входит в раздел «50 шедевров Национального художественного музея».
Но лишь немногие научные специалисты, искусствоведы и историки знают про существование в госхранилище (и лишь единицы видели в натуре) огромного эпического полотна «Заседание ЦК КП (б) Белоруссии в Лиозно после трансляции по радио выступления И. В. Сталина 3 июля 1941 года».
В качестве исторической канвы приведу архивно-документальное свидетельство — запись в Дневнике работы ЦК КП (б)Б от 3 июля 1941 года:
«1. ЦК КП (б)Б и СНК БССР приехали в Лиозно.
2. Принято решение Бюро ЦК КП (б)Б об издании массовым тиражом речи товарища Сталина.
3. Проведено совещание парт. сов. актива Лиозненского района по вопросу о состоянии парт. политической работы в районе и задачах организации таковой в связи с военными действиями.
4. Принята ЦК КП (б)Б директива № 3 о создании специальных отрядов истребителей танков».
Из воспоминаний секретаря ЦК КП (б)Б Николая Авхимовича: «Когда уже нельзя было в Могилеве находиться <…>, ЦК и Совнарком переехали вначале в Оршу, потом в Лиозно, между Смоленском и Витебском. В Лиозно мы находились до 12 июля [1941 г.]».
В качестве уточняющей ремарки — цитата из книги «Память. Историко-документальная хроника Лиозненского района»:
«СНК БССР і ЦК КП (б)Б, якія эвакуіраваліся з Мінска, з 3 да 10 ліпеня 1941 г. працавалі у Лёзне. Тут было сфарміравана 29 груп, адпраўленых за лінію фронту для разгортвання партызанскага руху на акупіраванай тэрыторыі. У партархіве Інстытута гісторыі партыі пры ЦК КПБ (ныне Национальный архив Республики Беларусь. — Прим. ред.) захоўваецца шэраг дакументаў з паметкай „Лёзна“, якія былі выпрацаваны ЦК КП (б)Б і беларускім урадам у першыя дні ліпеня 1941 г. У в. Чарнаручча, дзе адбылося некалькі пасяджэнняў СНК БССР і ЦК КП (б)Б, на будынку праўлення калгаса імя У. I. Леніна ў памяць аб гэтых падзеях устаноўлена мемарыяльная дошка».
Персонажи картины Ахремчика для репродукция размером 11×8 см были идентифицированы сотрудниками Национального архива Республики Беларусь при подготовке в 2006 году научного сборника (тираж 500 экз.) «Беларусь в первые месяцы Великой Отечественной войны. Документы и материалы». На картине слева направо изображены: Е. И. Уралова, Л. И. Каминский, В. Н. Малин, В. Г. Ванеев, Л. Ф. Цанава, Н. Е. Авхимович, П. К. Пономаренко, Н. Я. Наталевич, П. З. Калинин, И. С. Былинский, Т. С. Горбунов, Г. Б. Эйдинов, К. С. Заслонов, И. А. Крупеня, И. И. Рыжиков, М. В. Зимянин, В. И. Козлов, Неизвестный.
Скажем об этих людях чуть подробнее.
Уралова Евдокия Ильинична (1902−1985). Нарком просвещения БССР, член ЦК КП (б)Б, депутат Верховного Совета БССР.
Каминский Леонид Иванович (р. 1907). Заведующий Особым сектором ЦК КП (б)Б.
Малин Владимир Никифорович (1906−1982). Секретарь ЦК КП (б)Б по промышленности. В годы войны член Военного совета 13-й армии, начальник политуправления и заместитель начальника Центрального штаба партизанского движения, председатель Республиканского комитета помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов и командиров.
Ванеев Владимир Григорьевич (1896−13.10.1941). Секретарь ЦК КП (б)Б, член Военного совета 19-й армии. Участвовал в боях под Витебском, Смоленском, Вязьмой. Попал в окружение. При прорыве вражеского кольца был во главе одной из ударных групп. Погиб в бою.
Цанава Лаврентий Фомич (1900−1955). Нарком госбезопасности БССР, начальник особого отдела НКВД Западного и др. фронтов, заместитель начальника управления особых отделов НКВД СССР.
Авхимович Николай Ефремович (1907−1996). Секретарь ЦК КП (б)Б по кадрам.
Пономаренко Пантелеймон Кондратьевич (1902−1984). Первый секретарь ЦК КП (б)Б, начальник Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования, член Военных советов Западного, Центрального, Брянского и 1-го Белорусского фронтов.
Наталевич Никифор Яковлевич (1900−1964). Председатель Президиума Верховного Совета БССР и заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР.
Калинин Петр Захарович (1902−1966). Второй секретарь ЦК КП (б)Б, член Военного совета 21-й армии, заместитель начальника штаба партизанского движения при Военном совете Западного фронта, начальник Белорусского штаба партизанского движения.
Былинский Иван Семенович (1903−1976). Председатель СНК БССР.
Горбунов Тимофей Сазонович (1904−1969). Секретарь ЦК КП (б)Б по пропаганде и агитации.
Эйдинов Григорий Борисович (1908−1977). Секретарь ЦК КП (б)Б, руководитель Северо-Западной оперативной группы ЦК КП (б)Б, первый заместитель начальника БШПД.
Заслонов Константин Сергеевич (1910−14.11.1942). Начальник паровозного депо станции Орша. На историческом заседании не был. Погиб в бою с частями Русской национальной народной армии. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Крупеня Иван Ануфриевич (1908−1952). Заместитель председателя СНК Белорусской ССР.
Рыжиков Иосиф Иванович (1893−1979). Секретарь ЦК КП (б)Б, заместитель начальника БШПД.
Зимянин Михаил Васильевич (1914−1995). Первый секретарь ЦК ЛКСМБ, член подпольного ЦК ЛКСМБ.
Козлов Василий Иванович (1903−1967). Первый секретарь Минского подпольного обкома КП (б)Б, командир Минского партизанского соединения.
Неизвестный (предположительно — технический секретарь аппарата ЦК).
Да, смысл эпохального полотна Ивана Ахремчика размером три с половиной на два с половиной метра был такой: Центральный комитет Коммунистической партии большевиков Белоруссии — организатор и руководитель борьбы белорусского народа против немецко-фашистских захватчиков. Картина, над которой художник начал работу в 1943 году, должна была открывать (следом за портретом Сталина) экспозицию будущего специального музея в Минске.
Напомним, что еще 2 июня 1942 года ЦК КП (б)Б принял решение о создании республиканской Комиссии по сбору документов и материалов Отечественной войны. Председателем Комиссии был назначен Т. С. Горбунов, членами: В. Н. Малин, И. А. Крупеня, Е. И. Уралова (вышеперечисленные товарищи увековечены на полотне Ивана Ахремчика), а также председатель правления Союза писателей БССР М. Т. Лыньков, секретарь ЦК ЛКСМБ С. О. Притыцкий и другие.
Ровно через неделю после освобождения первых белорусских населенных пунктов, 30 сентября 1943 года, Бюро ЦК КП (б)Б заслушало вопрос «О создании музея по истории борьбы белорусского народа с немецко-фашистскими оккупантами в Великую Отечественную войну». ЦК КП (б)Б постановил «создать музей по истории борьбы белорусского народа с немецко-фашистскими оккупантами в Великую Отечественную войну», временно организовав его в здании Государственного исторического музея Москвы, на базе выставки «Белоруссия живет…». В июле 1944 года ЦК КП (б)Б, Совнарком и Президиум Верховного Совета БССР вернулись в Минск. Руководство БССР и лично П. К. Пономаренко, придавая огромное значение открытию музея, пошли на то, чтобы выделить ему одно из немногих уцелевших в центре Минска зданий — Дом профсоюзов на площади Свободы. И уже 22 октября 1944 года музей был открыт. (Из истории создания Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны)
Но пришло мирное время, и… Кто-то из персонажей картины выдвинулся, а кто-то — «задвинулся». Цанава — тот вообще оказался в тюрьме.
Выскажу предположение, что судьбу картины усложнило и соседство слов «Сталин» и «Лиозно» в ее названии (в июле 1941 года в районе Лиозно попал в плен Яков Джугашвили — старший сын Сталина). Может быть, следовало упомянуть не райцентр, а близлежащую деревню Черноручье, в которой собственно и пребывал белорусский ЦК?..
Как быть живописцу Ивану Ахремчику, если его произведение убирают с глаз «по политическим», а точнее — конъюнктурным соображениям?
Вообще у советских авторов считалась нормальной практика переписывания полотен. Например, существуют два варианта картины народного художника РСФСР Федора Модорова «Сталин с партизанами» («Партизаны на приеме у И. В. Сталина»). Согласно первому варианту, за столом в центре группы сидел Молотов:
Во втором варианте вместо Молотова был изображен возвысившийся в годы войны Пономаренко:
Говорят, что Иван Осипович один лишь раз понудился сделать вариант своего великого полотна. Белорусский историк Виталий Скалабан в очерке «Извилистая фортуна Пономаренко: архивный след вождя советских партизан» (Родина. — 2010. № 5) писал: «Значительный интерес представляют два варианта картины И. О. Ахремчика „Заседание ЦК КП (б)Б в Лиозно после трансляции по радио выступления И. В. Сталина 3 июля 1941 г.“ <…> Позднейший вариант находится в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны».
А теперь о главном. Мне, современному зрителю, не режет глаз понятная «сервильность» картины Ахремчика. В конце концов, заказными работами являлись многие шедевры мировой живописи с групповыми изображениями людей. Например, «Ночной дозор» Рембрандта.
Надо исходить из того, что полотно Ахремчика — это многотрудная высокопрофессиональная живопись. Это не налбандяновские лубки типа «Для счастья народа. Заседание Политбюро ЦК ВКП (б)».
А главное, в запасниках мы держим яркое произведение не просто советской, а — героической военной эпохи. О каждом из персонажей картины Ивана Ахремчика можно написать драматический роман-хронику. Например, о том как в 1942 году в дни Сталинградской битвы секретарь ЦК КП (б)Б по кадрам Николай Авхимович готовил офицерский корпус проектируемой Белорусской Красной армии. Понятно и некоторое художественное допущение картины: ввод в число персонажей Константина Заслонова.
Знаток белорусских персоналий Виталий Владимирович Скалабан говорил мне о произведении Ахремчика так:
— Двигая указкой по этой картине, знающий лектор способен неделю без перерыва рассказывать о деятельности белорусского ЦК и правительства в годы войны — «кто, почему, как, с кем и зачем».
Думается, что хотя бы по этой причине не следует забывать замечательное произведение Ивана Ахремчика — картину «Заседание ЦК КП (б) Белоруссии в Лиозно после трансляции по радио выступления И. В. Сталина 3 июля 1941 года».