Не хуже Лукашенко с Депардье. Как под Лидой мужики, женщины и дети на скорость косили траву

Источник материала:  
27.06.2016 13:55 — Новости Общества

Коров сейчас в деревнях мало. Вы заметили, что луга стали почти пустыми? Что-то в традиционном белорусском пейзаже за последнее время безвозвратно изменилось. А вместе с этим многие сельскохозяйственные, когда-то фундаментальные традиции также отживают свое. Очень скоро о жизни в деревни мы будем читать только в книжках.


Белорусские классики по-разному описывали сельскую жизнь. У Ивана Мележа в «Людзях на балоце» есть сочное описание жарких июньских дней:

«Жылі ўжо Курані і ў гэту чэрвеньскую рань. Калі сонца выпырснула першыя праменні між вяршынь Церамоскага лесу, з каміноў на куранёўскіх стрэхах віліся ціхія ранішнія дымочкі, у расчыненых хлявах там і тут чулася цырканне малака ў даёнкі, лагодныя і строгія покрыкі жанчын. У некалькіх дварах гукі гэтыя перабіваў чысты, працавіты клёкат жалеза аб жалеза — касцы ладзілі, адбівалі малаткамі косы, рыхтаваліся ісці на балота. На пустой вуліцы, з торбай цераз плячо, ніжучы босымі нагамі цёмны след на падбеленай расой траве, ішоў, размахваў доўгай вераўчанай пугай яшчэ санлівы хлопец-пастух. Ён час ад часу звонка ляскаў пугай і аднастайна, хрыпата пакрыкваў:

— Ка-ро-вы!.. Ка-ро-вы!.. Ка-ро-вы…"

С таким положением дел никак не захотели мириться в агрогородке Гончары Лидского района и решили провести конкурс косцов «Звініць каса — жыве вёска», а заодно вспомнить летние сельские традиции. Оказалось, что многие все еще используют ручной труд в хозяйстве, а такие конкурсы очень востребованы среди местных жителей.

— Руки-то помнят, — улыбаются мужики, востря косы.

Вспоминают здесь и о том, как в прошлом году Александр Лукашенко и Жерар Депардье в Острошицком городке вручную траву косили.

— А мы чем хуже? — смеются местные.


К празднику в местном Доме культуры стали готовиться заранее — проштудировали литературу, расспросили старожилов, которые еще помнят те времена, когда в деревнях преобладал ручной труд. И, конечно, кинули клич среди местных. И оказалось, что косить умеют многие. Собственно, традиции никто и не забывал. Так, отложили до лучших времен. Если вдруг апокалипсис, а электричество и топливо закончатся, то наши белорусские мужики дружно вспомнят, как это — косить вручную, станут в ряд и все сделают в лучшем виде.

— Эти знания передавались из поколения в поколение. Не было даже вопросов, будет ли мальчик уметь косить. Будет. Сначала ребенок подавал косу отцу, а потом уже и сам становился в ряд на сенокосе. Сейчас эта наследственность утеряна, к сожалению, — говорят местные жители и рассказывают, что и косы передавались по наследству.

— Добрая каса была вельмі дарагой. Касец ведаў гэта і ніколі б не прадаў яе.

— І не прапіў! Як і жонку, — смеются мужики, натачивая лезвия специальным бруском. — Осторожно, очень острая. А раны от косы заживают очень долго — особенности металла.

Сегодня в мире организуется около 50 состязаний по ручному скашиванию травы. Кроме Беларуси, где в заказнике «Споровский» проходит Чемпионат Европы по ручному сенокошению низинных болот, подобные состязания проводятся в Англии, Канаде, Австрии и Словакии. Самое крупное мероприятие собирает огромное количество участников на горе Раяц в Сербии. Тут первое состязание косарей прошло в 1892 году, но только много лет спустя, в 1970 году, оно получило статус туристического мероприятия. Сюда съезжаются косари не только со всей округи, но и Европы.

















Белорусским Гончарам, конечно, до таких масштабов, далеко. Конкурс тут решили провести впервые, собрав около 15 участников со всей округи. Традиционные маленькие праздники в небольших местечка всегда милые и уютные. Стол с настоящими белорусскими прысмаками, накрытый сообща, речь, где причудливо переплетены русские, белорусские и польские слова и какое-то безграничное гостеприимство, когда на обратный путь собирают котомку с едой и еще сверху дают килограмм меда со своей пасеки. И главное тут не конкурс, а то, что собравшись вместе, можно снова почувствовать, что деревня все еще живет и дышит.

Косить вышли рано утром, когда на полях еще лежала роса и не началась жара.

— Так и раньше выходили, чтобы легче было работать, а то потом трава становится, как проволока, — косить тяжело, — говорит Юлия, одна из участниц конкурса. Участие принимали и мужчины, и женщины. Оценивалась чистота делянки после косьбы, плавность движения и скорость. А раньше косили только мужчины: женщины традиционно готовили для них собойку и занимались своими делами, а потом шли на сенокос и по пути пели песни.


У белорусов, оказывается, есть целый цикл «касарскiх», или «касецкiх», песен, которые своими особенными сюжетами больше похожи на баллады. К сожалению, многие из них потеряны и не дошли да нашего времени. Вот и в Гончарах о них не знают, да и косарские традиции собирали буквально по крупицам.

—  Говорят: «Дождж iдзе не тады, калi просяць, а тады, калi косяць», — рассказывает Юля.

— Ой, только не у нас. Гончары находятся между рек, так дождя не дождешься. Каждый год мучаемся, — вступает в беседу председатель Гончарского сельского совета Нина Урбанович.

— Первый покос в деревнях считался праздником. Женщины повязывали новые хустки, мужчины одевали новые рубашки и выходили на сенокос, — говорят местные. Вот и перед конкурсом косцам повязали травяные пояса — чтобы работа спорилась и никто не сглазил. Потом каждому участнику конкурса подарили по традиционной кукле-покоснице.


Были и связанные с косой традиции: ее надо было хранить по-особенному, на земле не оставлять, после работы не кидать — затупится. А еще считалось, что это орудие труда нельзя класть на стол — трава будет низкорослой и несочной, а значит коровы, кони и козы останутся без полноценной еды на зиму.




















Все участники праздника получили призы и подарки, а организаторы решили традицию продолжить и в следующем году, потому что пока «Звініць каса — жыве вёска».

Журналист TUT.BY же попросил провести мастер-класс по косьбе самого молодого участника соревнований — 15-летнего Илью. Он, немного стесняясь, но ловко и достаточно быстро скосил большой участок травы, параллельно рассказывая, что ему «стало просто интересно научиться косить, а трудного ничего тут и нет». Вот такая деревенская экзотика. Участники постарше говорят, что надо обязательно правильно держать косу, чтобы спина не болела. Между косцами должно быть строго определенное расстояние — иначе косы могут зацепиться одна за одну, тогда всем придется останавливаться.

Кстати, три яркие звезды на небе из пояса Ориона у многих славянских народов, в том числе и у белорусов, назывались Косари, Косарь, Косы, Косцы… А все дело в том, что звезды, которые выстроились в один ряд, напоминали нашим предкам косцов на лугу, которые традиционно стояли в шеренге.

←В субботу под Минском сошел с рельсов грузовой состав. МВД возбудило уголовное дело

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика