"Вырастет и улетит, как все". Спасенного после бури в Чаусском районе аистенка выхаживает зоосад
Аистенок, которого спасли в Чаусском районе после грозы, сейчас находится в могилевском зоосаде. Пушистый малыш здоров, хорошо кушает. Но посетители зоосада вряд ли буду наблюдать за тем, как главный символ Беларуси сменит детский пушок на перья, окрепнет, станет на крыло и улетит: вольера для аистов в зоосаде нет и вряд ли появится без посторонней помощи — для учреждения он стоит дорого.
«Все плакали». Как после бури в Чаусском районе всей деревней спасали разбившихся аистов
Аистенок все еще находится в карантине в вольере вне зоны доступа посетителей. На протяжение этих 10 дней за ним будут наблюдать, давать антигельминтные препараты. Кормят птенца из пинцета. Специалисты говорят, что малышу около двух месяцев.
Несмотря на младенческий возраст, птенец выглядит довольно крупным. При приближении людей все так же спокойно сидит на соломе, даже положение головы не меняет, только внимательно наблюдает карим глазом.
По словам директора зоосада Ивана Нижникова, малыш находится в клетке еще и потому, чтобы его не обижали другие аисты. В просторном вольере в тени деревьев гуляют еще два его сородича. У одного из них, самого старого, серьезно поломано крыло. Он никуда не улетает и постоянно живет в вольере уже третий год. Второй — молодой, здоровый и крепкий. Птица уже вылетает за пределы вольера, но обязательно возвращается — за едой. Возможно, осенью он улетит зимовать в теплые страны. Взрослого аиста с поломанным крылом на зиму снова переселят в специальный птичник.
За 9 лет в зоосаде вырастили десятки птенцов аиста. «За сезон сюда могут принести 15 птиц. Начинают птенцы летать — повреждают крыло, лапку, и их несут нам. Мы их выхаживаем, растим, а осенью те, кто может, улетают. Кто не может, остается», — рассказывает Иван Иванович.
По дорожкам зоосада выкормленные тут аисты не гуляют. Во-первых, несмотря на постоянное присутствие людей, птицы, подрастая, дичают. Во-вторых, за аистами необходимо было бы закрепить отдельного человека, который оперативно убирал бы помет: птицы сильно пачкают. Третий вариант — разместить птицу в вольере — тоже пока невозможен: его нужно построить, а для зоосада это дорого.
Вообще, аисты — частые гости в зоосаде. Их можно увидеть во время железнодорожного сафари: птицы любят гулять рядом с другим символом Беларуси, зубрами. Кстати, в этом году в стаде из 24 особей серьезное пополнение: родились 6 зубрят. Увидеть малышей непросто: при приближении человека взрослые зубры становятся в круг и прячут детенышей в его центре, за спинами.
Соседями спасенного аистенка стали не только аисты, но и козлы. Их, старых и больных, привели люди. «Вот он, пенсионер, чуть на ноги становится, — кивает в сторону одного из животных Иван Иванович. — Убивать жалко — так и живет у нас. Так что у нас тут дом престарелых».
В соседнем вольере в одиночестве живет самец косули. В прошлом году его принесли люди, посчитав, что малыш остался без мамы. Детеныш был размером с крупного кота, его выкормила ветврач. Подселить самца к стаду в вольере нельзя — будет драка за территорию, и старшие особи его не пустят к кормушке. К оленям тоже нельзя подсадить — по тем же причинам.
Среди «подкидышей» в зоосаде — и черепахи, в том числе краснокнижная красноухая. Земноводные живут в обоих водоемах на территории зоосада. А приносят их люди, которые захотели избавиться от питомцев.
«Черепахам тут комфортно. Они все лето плавают, а на зиму мы их вылавливаем и на время спячки сажаем в специальный погреб», — поясняет Иван Нижников и добавляет, что забирать птиц и зверей из дикой природы категорически запрещено: даже если вам кажется, что одиноко лежащий под кустом детеныш косули брошен, на самом деле мать будет находиться где-то рядом. Другое дело, если животное или птица серьезно ранены и без помощи человека не обойдутся.