"Уже собрал урожай клубники". Готовы ли крупные бизнесмены возрождать село по просьбе президента
Во время Всебелорусского народного собрания Александр Лукашенко рассказал, как восстанавливал родную деревню, и предложил бизнесменам с сельскими корнями возрождать свою малую родину. А TUT.BY спросил у предпринимателей из ТОП-50, готовы ли они поднимать село.

— Вот «Конте» (Валентин Байко, владелец «Конте Спа» -TUT.BY) прямо напротив сидит, — привел бизнесмена в пример президент. — Если у него такая деревенька есть, то я его прямо попрошу, чтобы он возродил там свой дом. Он даст возможность более-менее здоровым людям, которые, может, и на пенсии, помогать, обслуживать и прочее. И будет платить им зарплату.
Валентин Байко живет в Гродно, в городе, в котором и работает «Конте Спа». Однако собирается переехать в деревню.
— У меня деревни нет, я родился в городе — рассказал он TUT.BY. — Но я уже зарегистрировал фермерское хозяйство, начинаю заниматься земледелием и планирую жить в деревне.
Сейчас, говорит Валентин Байко, он работает с архитектором над строительством экологичного деревянного дома, планирует переехать туда через год.
А вот экологически чистые продукты бизнесмен уже начал выращивать.
— За два дня до Всебелорусского собрания я с женой, тремя детьми и родителями в семь утра собирал первый урожай клубники, которая выращена без всякой химии. Это настоящее счастье.

Другой бизнесмен, который был на Всебелорусском собрании, владелец «Амкодор» Александр Шакутин считает, что успешный бизнес должен помогать селу.
— Возьмете себе деревню? — спросили мы у него.
— У меня сегодня, я думаю, около 60 деревень, — удивил Александр Васильевич и пояснил. — Я давно участвую в поддержке села: три крупных хозяйства, 17 тыс. гектаров земли… Я, если честно, не удосужился посчитать, сколько именно деревень в составе наших хозяйств, но в принципе работа проводится ежедневная.
Родная деревня Александра Шакутина — Большое Бабино в Оршанском районе.
— И в каком сейчас она состоянии?
— В плачевном, к сожалению. Там, где я родился, построен большой агрогородок, произошло укрупнение нескольких колхозов. Конечно, инфраструктура изменилась в лучшую сторону. Но моя деревня — умирающая.
А вот некоторые сельскохозяйственные проекты, которые курирует бизнесмен, прибыль все-таки приносят.
— Первое из трех хозяйств, которые мы взяли, — прибыльное. Мы сейчас образуем аграрный холдинг и планируем поменять всю структуру управления и отношение к производству. Будем специализироваться на молочном скотоводстве, перерабатывать сырье на собственном молочном заводе, — рассказал Александр Шакутин. — Сейчас проект проходит согласование, к нему привлечено внимание наших китайских партнеров. И мы хотим вместе с ними инвестировать в полном объеме необходимые средства для того, чтобы хозяйство не только производило сырье, но и конечный продукт, в частности молочную продукцию.

Согласен с президентом и Павел Топузидис, владелец сети гипермаркетов «Корона» и «Табак-инвест».
— Деревни должны восстанавливать люди, которые там живут. И помогать им надо — это правда, — сказал он, отвечая на вопрос TUT.BY. — Но брать на себя обязательства можно, только подумав. Надо, чтобы бизнес не просто давал деньги, но мог бы вовлекать людей в процесс восстановления деревни. Вот что главное.
Кстати, нынешнее поручение президента возрождать село, не первое. Многие высокие чиновники уже приводили в порядок деревни, из которых они родом.

Так, например, родные места главы администрации президента Александра Косинца, находятся недалеко от деревни, где родился Александр Лукашенко.
— Это деревня Русский Селец Оршанского района, — рассказал Александр Косинец. — Я жил там 15 лет, заканчивал там 8 классов. Что я сделал в родной деревне? Прежде всего, я сделал асфальтное покрытие — это более трех километров. Речка по весне, хоть ее и называют «червивка», всегда сильно разливалась — мы сделали мост. Полностью модернизировали среднюю школу — не дали ей погибнуть, привели в порядок возможности жилищно-коммунального хозяйства, водопровод есть в деревне, газ. Очень серьезное внимание обратили на развитие АПК, построили достаточно хороший молочно-товарный комплекс, привели в порядок мехдворы.
Впрочем, глава администрации президента честно признается, что не до всего еще руки дошли.
— Нужен дом культуры, чтобы была возможность отдыхать, библиотека хорошая, стадион в центре населенного пункта. Еще не построена одна молочно-товарная ферма. Мы ее обязательно построим, возможно, сделаем еще тепличное хозяйство.
Кстати, несмотря на возрождение деревни, Александр Косинец редко может позволить себе провести денек-другой в родных местах.
— Времени, чтобы отдохнуть, расслабиться, у меня почти нет, — говорит он.