Почему Минск оказался не готов к немецкой бомбардировке 24 июня 1941 года?
75 лет назад, 24 июня 1941 года, произошла первая массированная бомбардировка Минска. Почему за прошедшие с начала войны два дня город не приготовился к атаке с воздуха?
В тот день советские газеты напечатали сводку Главного Командования Красной Армии за 23 июня, в которой среди прочего сообщалось, что «на нашей территории сбит 51 самолет противника и один самолет нашими истребителями посажен в районе Минска».
В часы, когда на просторах СССР читатели «Правды» и «Известий» знакомились с этой чудесной информацией, фотокорреспондент газеты «Красная звезда» Давид Минскер делал снимки горящего Минска:
Кварталы в центре белорусской столицы выгорали целиком.
Пожарные не справлялись с огнем.
Но если «наши силы неисчислимы», если на предвоенных воздушных парадах армады советских самолетов закрывали небо, как на плакате художника В. Добровольского…
…то где были истребители минской ПВО с пригородных аэродромов в Лошице и Слепянке? Эти-то аэродромы не подверглись бомбардировке в ночь на 22 июня!
Почему Минск оказался неподготовленным к воздушным налетам? Почему к началу войны в столице не было ни одного убежища высшей категории защиты, а большинству 260-тысячного населения предназначались укрытия полевого типа в скверах и на пустырях? (В постановлении ЦК КП (б)Б «О мероприятиях по улучшению противовоздушной обороны в БССР» от 6 мая 1941 г. был установлен срок окончания строительства спецобъекта № 1 в г. Минске — к 15 ноября 1941 г.) Почему хотя и были приписаны к столице БССР полки 7-й отдельной зенитно-артиллерийской бригады ПВО, однако на огневых позициях в Минске находились только 8 маломощных батарей двухорудийного состава?
На эту тему есть интересное исследование военного журналиста полковника Николая Качука. Приводится такой пример: 15 июня 1941 года, в воскресенье, заместитель наркома обороны генерал К. А. Мерецков поднял по тревоге ВВС Западного особого военного округа. Результат получили удручающий: сбор, оповещение, связь — ниже всякой критики. Кроме того — отсутствие аэродромов рассредоточения, неисправные самолеты, никудышное взаимодействие, отсутствие маскировки и элементарных средств ПВО аэродромов…
А еще раньше, в августе 1940 года, Мерецков адресовал наркому обороны Тимошенко доклад о результатах инспекционной проверки авиачастей Западного особого военного округа и ПрибОВО. Процитирую раздел «Дисциплина»:
«В большинстве проверенных полков дисциплина стоит не на высоком уровне. Отмечается большое количество пьянок с дебошем во всех просмотренных полках, большое количество столкновений в воздухе (31 иап), невыполнение требований по безопасности полетов (например, вывод самолета из пикирования на высоте одного метра от земли лейтенантом Якименко в 41 иап), неряшливый вид у многих командиров…
Командиры полков — большинство из них (майор Нога, майор Путивко) не имеют постепенно накапливающегося опыта — из рядовых летчиков, после участия в нескольких боях они назначаются на крупные руководящие должности, поэтому сами они допускают ошибки при руководстве, не умеют предъявить требовательности к подчиненным и очень часто к себе. Например, майор Путивко — командир 31 иап, отличный летчик с боевым опытом, но выпивки и панибратство снижают его командирские качества».
И далее из предвоенного доклада начальника Генштаба:
«В 31 иап командир звена лейтенант Чумаков несколько раз пьянствует с драками, дебошем, никакие разговоры и взыскания не помогают…
Там же командир звена ст. лейтенант Комаров систематически пьянствует, никаким мерам воспитания не поддается. Был судим судом командирской чести за дебош и пьянство…
Там же старший лейтенант Пыров систематически пьянствует; будучи старшим дежурным эскадрильи, уехал с дежурства и напился, вернувшись, на замечание комиссара эскадрильи нагрубил…
В 9 сбп штурман звена лейтенант Попков систематически пьет, дает неоднократные обещания прекратить пьянство, но пить продолжает…
В 127 иап командир звена старший лейтенант Долгополов недисциплинирован, руководить звеном не может…
Там же мл. летчик лейтенант Скворцов недисциплинирован, ведет невыдержанную жизнь…
Там же мл. лейтенанты Сушкин, Точилкин и лейтенант Абрамов В.Н. за недисциплинированность, выпивки предупреждены… »
Есть предположение, что в предвоенную пору в авиаполках культивировалась «чкаловщина» в худшем смысле этого слова. Знающие читатели пусть меня опровергнут, а здесь привожу характерный пример из доклада Мерецкова:
«В 31 иап младший лейтенант Шатух в воздухе и на земле недисциплинирован, имеет поломки. Постоянно вступает в пререкания с начальником. Был случай оскорбления часового. Часто опаздывает на работу, имеет самовольные отлучки
Вот с такими летчиками мы вступили в войну.
…Вечером 24 июня 1941 года руководители БССР, приказав эвакуировать из Минска ценности Госбанка, партархив и архив НКВД, тайно отбыли в Могилев. В дорогу прихватили бутерброды, завернутые в газету недельной давности с рекламой Госстраха СССР.
А в штабе германского 2-го воздушного флота в это время проявляли пленки с кадрами контрольной аэрофотосъемки Минска 24 июня 1941 года. Вот фрагмент одного из кадров. Время 19 часов 06 минут.
Завершался день, когда произошла первая в истории массированная бомбардировка Минска…
Сегодня в Беларуси можно купить красочно изданные мемуары разрушителя Минска — командующего 2-м воздушным флотом нацистской Германии генерал-фельдмаршала Альберта Кессельринга. Это его стервятники летом 1941-го методично уничтожали жилые кварталы, расстреливали с воздуха колонны беженцев, бомбили санитарные эшелоны с опознавательными знаками Красного Креста.
Сдался Кессельринг в плен американцам, а судили его в 1947 году англичане.
Судили за то, что, будучи в 1943—1945 годах командующим германскими войсками в Италии, Кессельринг подписал приказ о казни нескольких заложников. Приговорили к 20 годам тюрьмы, но уже в 1952 году военный преступник вышел на свободу.