"Вроде нас не хотят уничтожить, но мы сами тут тихо помрем": "Летопись" полгода не снимает фильмов
Старейшая киностудия «Беларусьфильма», студия документального кино «Летопись» почти три года снимает очень мало фильмов, а последние полгода вообще стоит без работы: у режиссеров просто нет заказов от государства. Национального конкурса, в котором могла бы принять участие «Летопись», также не было. Киношники бьют тревогу: «Вроде нас не хотят уничтожить, но мы сами тут тихо помрем».
![](http://www.21.by/pub/news/2016/06/1466670631206077.jpg)
Полгода назад «Летопись» уже была под угрозой ликвидации. Тогда ходили слухи о слиянии всех киностудий «Беларусьфильма» (игровых фильмов, анимации и документального кино) в одну. Штат «Летописи» сократили, но министр культуры Борис Светлов тогда лично пообещал сотрудникам, что киностудию не тронут. Спустя полгода режиссеры и операторы-документалисты рассказывают, что с тех пор работы у них не прибавилось.
Студия «Летопись» — старейший производитель документального кино в Беларуси. Она была создана почти 50 лет назад и стала структурным подразделением киностудии «Беларусьфильм». За это время создано около тысячи документальных фильмов, что позволяет говорить о белорусской школе документалистики. Ее характеризует внимание к человеку как субъекту истории, глубокий и образный подход к воплощению темы на экране и одновременно строгая документальность киноповествования, высокое операторское мастерство, сообщается на сайте «Беларусьфильма».
«Летопись» выпускает фильмы-призеры международных фестивалей, которые на хорошем счету у документалистов мира. Эта киностудия принесла наибольшее количество наград «Беларусьфильму».
Забив тревогу, коллектив «Летописи» написал письмо в Администрацию президента, Совет министров и Министерство культуры. Но ответа пока не получили.
В письме они расписали, что за последние годы документальное кино как вид искусства практически исчезло. То есть Беларусь рискует оказаться без своего национального кинематографа, основу которого в таких небольших странах, как Беларусь, традиционно составляет документальное кино. Последние годы Министерство культуры финансирует преимущественно фильмы на прикладные темы, а также короткометражки странного формата 12 минут 59 секунд. Проблема в том, что утвержденные Минкультом темы, которые имеют утилитарный характер, не могут быть представлены на международные фестивали. И национальный конкурс «Листопада» уже не из чего формировать.
— В документальном кино, как и вообще в искусстве, основой является драма. Мы ищем потрясенного человека, с его болью, с его уникальной личной историей. Министерство культуры это отвергает и предлагает заданные темы, на которые, как правило, уже было снято огромное количество фильмов. А потом нам высказывают претензии, почему эти фильмы нигде не востребованы. Зрителю интересен человек с его реальными страхами, желаниями, мечтами, — высказал на общем собрании свое мнение член Европейской киноакадемии, обладатель множества престижных наград, автор более сорока документальных фильмов Виктор Аслюк на общем собрании коллектива «Летопись».
![](http://www.21.by/pub/news/2016/06/1466670631237018.jpg)
Редактор киностудии «Летопись» Владимир Мороз сказал, что не жалеет, что 35 лет своей профессиональной жизни посвятил документальному кино, которое очень любит:
— Дакументальнае кіно — гэта гісторыя. Паўгады нічога не здымалася, гэта значыць, што праз гады ніхто не знойдзе ніводнага кадра пра нас. Гісторыя краіны не патрэбна, калі не патрэбна дакументальнае кіно.
— Вы как на поминках! — прокомментировали коллеги печальное заявление редактора.
Директор «Летописи» Оксана Эйхарт, пояснила, что на бумагах все выглядит неплохо. В стратегии развития кинематографии на 2015−2020 годы в 2016 году запланировано снять 35 фильмов, 40 фильмов — в 2017 году и дойти до 60 фильмов к 2020 году. Закон «О республиканском бюджете на 2016 год» предусматривает 68 млрд в год на развитие кинематографии.
— Вроде бы деньги есть, но освоить их можно только по конкурсу, который проводят не систематически. В 2013 и 2014 году для неигрового кино его не было, в 2015 году провели конкурс на заданные темы — Беларусь, Чернобыль, Тростенец и учителя. В этом году обещают провести его в сентябре, но пока его проведут, наступит конец года. Когда производить фильмы? Они перейдут на следующий год, и в этом году мы не освоим средства, выделенные на кино. Официально в 2016 году «Летопись» выпустила пять фильмов, но это были хвосты еще с прошлых лет.
В проекте Указа президента РБ «О некоторых вопросах производства фильмов на территории Республики Беларусь», который обсуждался в сентябре, но без участия «Летописи», заложено фильмов в неигровой форме общей продолжительностью до 300 минут в год.
Коллектив видит в этом расхождение со стратегией. 300 минут включают в себя около 5 полнометражных фильмов по 52 минуты, или 12 короткометражных по 26 минут. То есть, согласно указу, никак невозможно в 2017 году снять положенных 40 фильмов.
Лейтмотивом встречи было отчаяние режиссеров и операторов, которые хотят работать, но им нечего снимать. Темы, которые им интересы, им снимать не дают, а конкурс хотя бы на заданные не проводят. Коллеги эмоционально обсуждали, как достучаться до руководства и объяснить, что национальное кино в опасности.
«На нас ведь закончится его существование. Ведь, будем честными, национальное кино как явление в нашей стране может существовать преимущественно в форме документалистики. Оно не требует стольких средств, как игровое, и может выпускаться в огромном количестве единиц. Оно может определять кинопроцесс, которого сейчас у нас нет», — заключают режиссеры и операторы.
Резюмируя, «Летопись» хотела бы отменить конкурс, который себя не оправдал, и вернуть целевое финансирование. Тогда художественный совет утверждал бы темы, согласовывал бы их в Минкульте и киностудия получала бы финансирование под конкретные проекты. Или найти новую схему финансирования документального кино, которая бы работала.
Читайте также:
Что будет со студией документального кино «Летопись» на «Беларусьфильме»?