Чтобы ударить метко, нужна разведка
На минувшей неделе на полигоне Лепельский прошли соревнования на лучшую разведывательную группу Северо-Западного оперативного командования Вооружённых Сил Республики Беларусь. В профессиональном соперничестве сошлись команды из 120‑й и 19‑й гвардейских отдельных механизированных бригад.
На протяжении многих лет эти состязания являются проверкой на прочность для каждого воина-разведчика. По словам главного судьи соревнований подполковника Алексея Тымчука, они способствуют формированию и поддержанию высокой морально-психологической, военно-специальной и физической готовности разведчиков к боевой действительности, а также боевой слаженности добывающих разведывательных органов.
— Соревнования позволяют нам исследовать новые приемы и способы действий разведывательных групп, возможности нового вооружения и боевой техники, — поделился офицер. — Кроме того, по их результатам мы обобщаем и доводим передовой опыт и методики подготовки разведчиков до всех разведывательных подразделений оперативного командования.
В ходе первого этапа разведчики выполняли норматив по тактической подготовке: перевод лазерного прибора разведки из походного положения в боевое и его ориентирование, определение координат объектов эвентуального противника. Были проверены также навыки военнослужащих по инженерной, военно-медицинской подготовке, РХБ защите, знание ими организационно-штатной структуры и тактико-технических характеристик подразделений иностранных армий, тактики их действий, уровень подготовки радистов, знание основ военной топографии.
Во время второго этапа соревнований каждый военнослужащий выполнял упражнения тактических стрельб. После этого следовал один из самых зрелищных элементов профессионального экзамена — преодоление «тропы разведчика». Строго соблюдая боевой порядок, разведчики преодолевали сквозь дымовую завесу естественные и искусственные препятствия, выполняли специальные задачи.
— При прохождении «тропы разведчика» хорошо видно, насколько слажена группа, ведь от четких действий каждого военнослужащего зависит итоговое время преодоления полосы препятствий, — пояснил в беседе гвардии младший сержант Артём Колыбенко. — На этом этапе крайне важны командная работа, чувство локтя товарища.
…После проверки готовности групп к выполнению разведывательных и специальных задач в ночное время суток был произведен их выход в тыл «противника». Далее им предстояло пройти в полной экипировке, масса которой составляет порядка 40 килограммов, маршрут протяженностью более 30 километров.
После возвращения одной из групп на исходную точку интересуюсь у разведчиков, с каким настроением преодолевали они этот этап состязаний.
— Вы посмотрите на нас — все бодрячком, — улыбаясь, заявил гвардии младший сержант Андрей Судаков. — Во время прохождения этого этапа прохладный дождь держал в тонусе. Для нас способность переносить высокие физические и психологические нагрузки — норма. А еще предстоит «прочесать» более десятка квадратных километров леса в поиске объекта «противника» и преодолеть участок местности с минно-взрывными заграждениями… Так что скучать не придется.
Заключительным элементом первого дня соревнований стало оборудование места отдыха разведчиков — так называемой дневки с обязательным разведением костра из подручных средств и маскировкой.
Следующий день соревнований начался с выдвижения разведывательных групп на поиск объекта «противника» — узла связи. По задумке организаторов, его расположили в болотистой местности, что не только весьма усложняло поиск, но и ограничивало возможность подступа к объекту. Задача стояла непростая: найти станцию, передающую разведывательную информацию, снять координаты объекта и передать данные в «штаб».
Для этого разведчикам пришлось, совершив трехкилометровый марш-бросок, прочесать участок леса площадью 3 на 4 километра. Во время поиска все визуальные сигналы между членами разведывательных групп передавались исключительно заранее установленными жестами, а звуковые сигналы имитировали голоса животных и птиц. Далее, используя все свои навыки и умения, разведчики пробрались на максимально близкое расстояние к лагерю «противника». Сняли координаты, радиотелеграфист передал их «своим». Причем погрешность в определении точного расположения узла связи неминуемо снижала группе итоговый балл.
…После поиска объекта и недолгого отдыха приступили к преодолению участка местности с минно-взрывными заграждениями протяженностью 50 метров. Группы преодолевали смешанное минное поле, используя щупы и подручные средства, с соблюдением боевого порядка и мер маскировки. Для создания условий, максимально приближенных к боевым, использовалась звуковая имитация «подрыва». По условиям соревнований, «погибшие» и их имущество должны были быть эвакуированы в пункт сбора группы. Стоит отметить также, что прохождение данного этапа усложнял проливной дождь…
Весьма интересным и динамичным был следующий элемент соревнований — «засада». По условиям состязаний, разведывательная группа путем подрыва останавливала движущийся по лесной дороге автомобиль фельдъегерско-почтовой службы, захватывала секретные документы и пленного, минировала автомобиль. А на пути вероятного их преследования разведчики устанавливали «растяжку». После этого осуществлялся максимально быстрый отход с пленным.
На данном этапе оценивались действия каждого военнослужащего. Кроме того, допрос пленного проводился на иностранном языке.
«Пленным» на сей раз был заместитель командира взвода разведывательной роты 120 гв. омбр гвардии младший сержант контрактной службы Артём Воропай:
— Помяли меня немного, но это всего лишь соревнования — как не понять… Едешь в машине, понимаешь, что скоро будет имитация подрыва, но все равно происходит он внезапно. Кроме того, из-за дыма и стрельбы ничего не видно. Вытаскивают из кабины, особо не церемонясь: все по-настоящему. Допрос осуществляли на английском языке… В реальной обстановке настоящему заложнику вряд ли такое понравится.
В заключительный день соревнований разведгруппы выполняли боевые стрельбы с последующим совершением отхода — пятикилометрового марш-броска с полной выкладкой и с установкой «растяжек». Разведчики, кстати, все делают бегом. И такой уровень физической и психоэмоциональной активности способен выдержать далеко не каждый…
Как отметил заместитель командира разведывательного батальона 120 гв. омбр по идеологической работе гвардии капитан Александр Яковлевич, в разведгруппах нет случайных людей, все они прошли тщательный отбор. Каждый разведчик должен уметь не только логически мыслить, но и самостоятельно принимать быстрые и грамотные решения.
— Эти соревнования можно по праву считать финальным аккордом боевой подготовки наших солдат, — подчеркнул офицер. — Теперь они, на деле продемонстрировав определенный спектр навыков и умений, могут по праву считать себя настоящими военными разведчиками.
По результатам соревнований в финал вышли две команды — по одной из каждой бригады. После подведения итогов и подсчета баллов определили лидера. Лучшей разведывательной группой стала группа 120 гв. омбр, главным судьей соревнований подполковником Алексеем Тымчуком ей был вручен кубок победителя.
Капитан Вадим Опарин, «Ваяр»,
фото автора