Над Витебщиной – белые купола
десантирование с легкого многоцелевого самолета Ан‑2, но и отработали в кратчайшие сроки после приземления ряд учебно-боевых задач…
Инструктаж по мерам безопасности провел заместитель командира 103 гв. омоббр по воздушно-десантной подготовке — начальник воздушно-десантной службы гвардии полковник Анатолий Мельник. Затем гвардейцы принялись за контрольную проверку снаряжения.
— Обращаю особое внимание на строгое соблюдение мер безопасности, неукоснительное выполнение команд руководителя прыжками и выпускающих на борту самолета, — подчеркнул Анатолий Петрович. — Вам предстоит выполнить десантирование на ограниченный участок местности, поэтому необходимо учитывать погодные условия, направление и скорость ветра.
К слову, погода в тот день всячески затрудняла выполнение военнослужащими стоящих перед ними задач: ветер то и дело менял направление, а его скорость достигала 6–10 метров в секунду!..
Едва стало светать, на горизонте появился самолет, который вскоре поднимет крылатую пехоту в небесную высь. Сделав круг над площадкой, «Аннушка» (так по-доброму называют Ан‑2 гвардейцы) приземлилась. Выполнение прыжков с парашютом с этого вида воздушных судов входит в программу боевой подготовки наряду с десантированием с военно-транспортных вертолета Ми‑8Т и самолета Ил‑76МД.
По сложившейся армейской традиции в первую десятку выполнявших прыжки вошли наиболее опытные военнослужащие. Выпускающий первого борта гвардии майор Алексей Волк подал команду занять места на борту биплана. Самолет взлетел — и устремился в небесную даль.
Вскоре на фоне пасмурных облаков показались силуэты первых пяти парашютистов. Затем десантировалась еще одна пятерка гвардейцев. Приземлившись, военнослужащие выдвинулись в район сосредоточения группы. Задачи выполнялись в полной амуниции. Для каждого подразделения из самолета скидывали на парашюте специальный двухметровый контейнер (ПДММ) с вооружением и боеприпасами, который необходимо было доставить к указанному месту.
…Умело маневрируя и справляясь с ветряными потоками, военнослужащие 103 гв. омоббр один за другим успешно приземлились точно в назначенных границах. Не помешал им и дождь, начавшийся в разгар выполнения прыжков.
Как отметил руководитель прыжками заместитель командира отдельного мобильного батальона гвардии майор Руслан Соболевский, задачи по десантированию выполнялись в сложных условиях.
— Помимо штатной экипировки, военнослужащие выполнили прыжки с парашютом, имея при себе личное оружие — АКС‑74 и грузовой контейнер (ГК) для боеприпасов и снаряжения, вес которого может достигать тридцати килограммов. Причем прыжки выполнялись с малой высоты — 600 метров, — пояснил офицер. — Кроме того, стоит отметить особенности площадки для приземления. Она представляет собой ограниченный участок болотистой местности, окруженный устьями двух рек, двумя населенными пунктами и озерами.
Примечателен и тот факт, что гвардейцы из Витебска совершенствуют свое мастерство в небе над героической землей. Именно в этих местах 10 февраля 1942 года в результате наступления 4-й ударной армии Калининского фронта образовался сорокакилометровый коридор между флангами фашистских групп армий «Север» и «Центр». Он просуществовал более семи месяцев. Советские войска использовали эту брешь для развития партизанского движения в тылу врага…
Всего же в тот день в небе над Витебщиной раскрылось более четырехсот белых куполов. Наиболее опытные гвардейцы выполнили по два прыжка с парашютом. Около двадцати военнослужащих срочной военной службы десантировались впервые, среди них был и гвардии рядовой Константин Сидорский. Солдат не скрывал своих эмоций:
— Ощущения трудно передать словами! Признаюсь, было страшновато, особенно когда самолет начал подлетать к месту выброса… Я запомнил каждую секунду перед прыжком. Благодарен нашим командирам, инструкторам за качественную предпрыжковую подготовку и поддержку. За каких-то пару минут я стал увереннее в своих силах. Горд: теперь я — настоящий десантник!