"Мы построили его вместе, это народный объект". В Боровлянах открылось новое здание детского хосписа
«Это уникальный проект. Его строили небогатые, богатые люди, люди, у которых вообще нет денег, но которые не смогли пройти мимо. Это народный объект, который мы построили за полтора года, за собранные с вашей помощью 38,5 миллиардов рублей. Я хочу сказать вам спасибо», — обратилась сегодня на открытии Белорусского детского хосписа его директор Анна Горчакова ко всем неравнодушным, кто помогал в строительстве объекта.
Уже через полторы-две недели в новом детском хосписе начнется повседневная жизнь: здесь начнут принимать тяжелобольных детей и их родителей, проводить процедуры, обучать персонал. Заниматься тем, ради чего и затеяли стройку — паллиативной помощью.
— Если говорить о количестве, то люди жертвовали чаще, но большие суммы перечислялись от организаций. Одна бабушка перечисляла с каждой пенсии по 50 тысяч. К сожалению, до открытия хосписа она не дожила — но мы благодарны ей до конца.
Наливные полы, трекерная система и выход из палат на улицу
Директор учреждения Анна Горчакова рассказывает, что по всем международным хосписным стандартам в здании нет прямых коридоров, все палаты располагаются по кругу и выходят на юг.
— Мы даже специально развернули проект. Нам было невыгодно, но мы сделали это. Есть и еще один принцип: вход в здание — это выход в летний дворик, вход в палату — это выход из нее на улицу.
Полы в каждой палате наливные — это позволяет бесшумно передвигаться коляскам. В каждой комнате также установлена специальная трекерная система, которая позволяет поднять даже самого тяжелого ребенка. Из всех палат есть выход на улицу.
— Обычно, чтобы поднять больного ребенка, нужны усилия двух человек. С помощью нашей системы с этим справится и одна медсестра. Поднимет, посадит на каталку и отвезет, куда нужно — на улицу или в процедурную. Ведь обычно мамы и медсестры «рвут спины», без конца поднимая детей.
Каждую палату в хосписе постарались оформить в своей цветовой гамме. В палате расположилась кровать с пультом управления, кресло-кровать для мамы или сиделки.
— Кровати у нас отнюдь недешевые. Одна из кроватей, та, что для самых маленьких, стоит 4 тысячи евро. Она раскладывается на четыре части и может полностью опуститься до пола: образовывается манеж, из которого ребенок точно не выпадет.
Немного позже в комнатах повесят телевизор — их хоспису уже подарили, но пока не установили — в учреждении работают практически одни женщины, и до кронштейнов пока не дошли руки.
— Это не совсем палата, она смотрится как комната и я не хочу, чтобы это называлось «палатой». Мы не будем даже присваивать им номера, постараемся максимально уйти от больничных стандартов.
Директор хосписа отмечает, что помощь детям — это не стройка для них новых больниц. Детям просто нужно дать право жить так, как они хотят.
— Семьи, в которых есть такие дети, хотят жить на воле и в социуме. Хотят выйти с детьми на улицу и не стесняться. Мы должны воспринимать тяжелобольных детей как равных, а мы либо отворачиваемся, либо начинаем их жалеть — а жалость убивает еще хуже. Мы не будем врать — мы не вылечим этого ребенка, он будет жить с этой болезнью. Но нам важно научить его жить с этой болезнью, а в этом деле важна обстановка.
Гостиница для родителей, часовня и образовательный центр
Помимо отделения стационарного пребывания на 10 человек, где будут оказывать паллиативную помощь, давать родителям возможность социальной передышки и оказывать помощь в конце жизни, в хосписе будет работать отделение реабилитации. Организуют его по принципу дневного стационара, где ежедневно до 20 детей будут получать различные процедуры. Здесь есть игровая, сенсорная комнаты и комната музыкотерапии, компьютерный класс, гидротерапия, массажная комната с ароматерапией.
— В массажной комнате есть и специальная массажная кушетка для родителей — она будет их расслаблять, когда те будут привозить детей на процедуры. Потому что паллиатив это помощь не только ребенку, но и всей семье.
На обслуживании хосписа будет находиться не только Минск, но города в 250 километрах от столицы. Примерно 250 детей будет обслуживать выездная бригада, а медсестры в хосписе будут работать 24 часа в сутки.
— Мама и в 3 ночи позвонит и спросит, что делать, если у ребенка судороги. И медсестра ее проконсультирует, не обязательно вызывать скорую помощь.
В хосписе также есть часовня и гостиница для родителей, в которой смогут жить три семьи до трех человек. В гостинице есть все для жизни: холодильник, морозильник, стиральная машина. Ванная комната, спальня с телевизором.
— Всю гостиницу построил Макдональдс. Вплоть до ложки, чашки и полотенца. Эта компания во всем мире реализует подобные проекты: создает комнаты для родителей в больницах, онкоцентрах. В Беларуси же они впервые присоединилась к подобному проекту.
Пока в хосписе еще не закуплена кровать-холодильник для так называемой «радужной комнаты».
— Дети умирают, такое будет и у нас. Потому что очень много тяжелобольных. Хотим купить кровать-холодильник, но пока у нас на это нет денег, и везти ее нужно из заграницы. Тело сможет лежать в ней 2−3 дня — если нужно подготовить транспорт или должен прийти священник. Смерть должна быть достойной и уважительной.
Одна из главных задач хосписа, которую ставит перед учреждением директор, — научить паллиативу врачей из регионов.
— Наш образовательный центр будет работать для того, чтобы распространять знания по всей республике. Чтобы и в маленьких городах смогли появиться небольшие паллиативные службы. У нас будут учиться студенты кафедры БелМАПО, медуниверситета и медперсонал со всей республики. Мы сделаем упор на дистанционное обучение, онлайн-образование.
Что касается дальнейшего финансирования проекта, а услуги хосписа для пациентов будут бесплатными, то хоспис рассчитывает на спонсоров и государство.
— Наши спонсоры — и обычные люди и компании — прекрасно понимают, что деньги нужны не только на строительство, но и на функционирование объекта. Поэтому мы будем продолжать принимать пожертвования, но еще будет поддержка от государства, об этом уже есть договоренность, — рассказала TUT.BY Анна Горчакова.