О некоторых вопросах социальной защиты военнослужащих запаса и в отставке
На вопросы пенсионеров из числа прапорщиков отвечает начальник отдела (пенсионного и страхового обеспечения) главного финансово‑экономического управления Министерства обороны Республики Беларусь подполковник Виктор Наркович
— Виктор Казимирович, у прапорщиков запаса и в отставке нередко возникают вопросы по поводу порядка и условий пенсионного обеспечения. Как они формировались?
— В соответствии со статьей 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств — участников Содружества, Вооруженных Сил бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение членов семей этих военнослужащих осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств‑участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей в Республике Беларусь определены в Законе Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».
Частью третьей статьи 42 Закона предусмотрено, что пенсии военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и членам их семей исчисляются из денежного довольствия этих военнослужащих. При этом для исчисления им пенсий учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, соответствующие оклады по штатной или последней занимаемой должности, оклады по воинскому званию, надбавка за выслугу лет, денежная компенсация взамен продовольственного пайка, включая выплаты, связанные с индексацией денежного довольствия.
В 2013 году произошли заметные изменения в системе оплаты труда военнослужащих, которые повлекли за собой и изменения в пенсионном обеспечении военнослужащих запаса и в отставке.
Так, с 1 июля 2013 года во исполнение соответствующего Указа Президента Республики Беларусь Министерством труда и социальной защиты были установлены должностные коэффициенты для определения размеров должностных окладов военнослужащих Вооруженных Сил, в том числе прапорщиков, сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту.
В связи с этим с 1 июля 2013 года произошло увеличение размеров денежного довольствия военнослужащих в среднем на 18 %, у прапорщиков, сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту, — в среднем на 10 %. Увеличение размеров пенсий военнослужащим в среднем составило 40 %, в том числе у прапорщиков, сержантов и солдат в среднем — 14 %.
— Какова разница в размерах должностных окладов офицерского состава и военнослужащих из числа прапорщиков?
— Должностные оклады офицерского состава как в Вооруженных Силах Республики Беларусь, так и в Вооруженных Силах бывшего СССР нормативными правовыми актами предусматривались и в настоящее время установлены в более высоком размере, чем по воинским должностям, подлежащим замещению прапорщиками, солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту.
Так, до 1 июля 2013 года у военнослужащих различных категорий при небольшой разнице в размерах должностных окладов существенная разница в общей сумме получаемого на руки денежного довольствия обеспечивалась за счет выплаты надбавки за особые условия службы, размер которой (от 10 до 160 % от должностного оклада) определялся в зависимости от воинского звания, установленного по занимаемой воинской должности (солдаты и сержанты — 10 %, прапорщики — 20 %, полковники — 100 %). При этом в соответствии с законодательством о военных пенсиях надбавка за особые условия службы для исчисления пенсий не учитывалась. С учетом этого существенная разница в денежном довольствии у различных категорий военнослужащих при назначении им пенсий после увольнения стала все больше нивелироваться.
В связи с отменой с 1 июля 2013 года выплаты надбавки за особые условия службы военнослужащим различных категорий с учетом уровня их квалификации, степени ответственности и сложности выполняемых функций по занимаемым должностям были повышены в соответствующих возрастающих пропорциях должностные оклады.
В законодательстве бывшего СССР такие надбавки были не предусмотрены, поэтому разница в размерах денежного довольствия военнослужащих различных категорий сохранялась и в размерах их пенсий. Так, у старшего прапорщика, старшины роты, в 80‑е годы прошлого века максимальная пенсия составляла 150 рублей, а у полковника, командира полка, — 250 рублей, что в 1,7 раза больше, чем у старшего прапорщика, старшины роты.
С 1 января 1991 года в связи с принятием Закона СССР от 28 апреля 1990 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих» было отменено ограничение максимальных размеров пенсий в абсолютных величинах. Размер пенсии с 1 января 1991 года стал определяться, как и в настоящее время, только в процентном отношении (в зависимости от выслуги лет) от учитываемого денежного довольствия (оклады по воинским должности и званию, надбавка за выслугу лет, денежная компенсация взамен продовольственного пайка). При этом размер исчисления пенсии за выслугу лет не мог превышать 75 % учитываемого денежного довольствия.
В связи с этим, например, полковник, командир полка, при максимальной выслуге лет (32 года) с 1 января 1991 года стал получать пенсию в размере 451 руб. 50 коп, что в 2,1 раза больше, чем у старшего прапорщика, старшины роты, который стал получать пенсию в размере 217 руб. 50 коп. при такой же выслуге лет и при прочих равных условиях.
С 1 января 1993 года со вступлением в силу Закона Республики Беларусь полковник, командир полка, при максимальной выслуге лет (29 лет) стал получать пенсию в размере 27.409 руб. 05 коп., а старший прапорщик, старшина роты — 14.097 руб. 15 коп. (разница — в 1,9 раза). До 1 июля 2013 года разница в максимальных размерах пенсий у таких разных по служебному положению военнослужащих составляла 1,4 раза. С 1 июля 2013 года размеры пенсий у данных категорий военнослужащих стали отличаться в 1,9 раза.
Таким образом, с 1 июля 2013 года разница в размерах пенсий у различных категорий военнослужащих в зависимости от их служебного положения соответствует разнице, существовавшей ранее в Республике Беларусь (с 1 января 1993 года), а также в бывшем СССР. При этом разница в размерах пенсий различных категорий военнослужащих с 1 июля 2013 года соответствует разнице в размерах денежного довольствия у военнослужащих, проходящих военную службу.
С учетом изменения законодательства Республики Беларусь по оплате труда военнослужащих и перерасчета пенсий в Министерство обороны, другие государственные органы последовали обращения по разъяснению порядка перерасчета пенсий.
Министерством обороны как ранее, так и в настоящее время принимаются меры не только по разъяснению действующего законодательства по вопросам оплаты воинского труда и пенсионного обеспечения, но и прорабатываются вопросы повышения размеров денежного довольствия и пенсий, а также другие пути по повышению уровня социальной защиты как действующих военнослужащих, так и военных пенсионеров.
В предшествующий период военным ведомством были проработаны предложения повышения денежного довольствия и пути их реализации, в первую очередь социальная составляющая, с учетом реальных экономических возможностей государства. Предложения были направлены в Министерство финансов и Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Следует отметить, что в существующих экономических условиях государством Республики Беларусь принимаются меры, направленные на увеличение доходов военнослужащих и пенсий военным пенсионерам. Так, с 1 сентября 2014 года, с 1 января и с 1 апреля 2016 года были повышены размеры денежного довольствия военнослужащим. Соответственно, с указанных дат военными комиссариатами областей Республики Беларусь были пересчитаны пенсии всем категориям пенсионеров Министерства обороны.
И в дальнейшем военное ведомство будет принимать все возможные меры по решению существующих проблем.
Беседовал
Константин Егоров