Озеленение Минска: проблемы в законах и работа "от балды"
Евгений Казарцев, Sputnik.
Круглый стол по озеленению прошел в пятницу в библиотеке НАН республики. Собрались на него эко-активисты, ученые и несколько чиновников.
"Нет диалога между горожанами и власти. Напряжение вокруг омоложений обрезки этой весной без публичного обсуждения не снять. И наше обсуждение — не попытка предъявить что-то городской администрации, а стремление наладить диалог для избегания конфликтов", — сказал на открытии обсуждения "городской лесничий" Игорь Корзун.
Деревья могут на 70% снизить уровень загрязнения в воздухе
Новый тренд сегодня — использование вместо озеленения техногенных объектов. Деревья и кусты ликвидируют, на их месте строят что-нибудь, а там уже рисуют пейзажи. Ученые отмечают: во многом природу сегодня горожанам заменяют даже заставки компьютеров и мобильных телефонов.
"Но картинки и заставки не заменят функции зеленых территорий. Например, карагана древовидная и сирень много загрязнений впитывают — это ведь не могут сделать изображения. Вообще, наслаждениями можно на 70% снизить уровень загрязнений в воздухе, а одно дерево может поглощать выше 30 килограммов пыли за сезон", — сказала представитель Института природопользования НАН Людмила Кравчук.
Нехватка зеленых насаждений особенно очевидна на юге столицы. Также в Минске многие новые жилые кварталы озеленены неэффективно — застройщики садят газон, а посадку деревьев и кустов должны производить уже сами жители домов. При этом, столице нужно гораздо больше парков и скверов.
Другая проблема озеленения белорусских городов — отсутствие унификации терминов: во многих законах одни и те же явления и процессы названы и описаны по-разному.
"Однажды министр природы вычеркнул из закона термин "зеленые насаждения" и спросил: они бывают синими? С тех пор и был термин "насаждения", хотя в некоторых актах они оставались "зелеными", — рассказала ученый.
Представительница Института природопользования также отметила: 35 организаций и ведомств должны следит за озеленением в республики. Однако в большинстве случаев нормы озеленения не соблюдаются — например, в гипермаркетах.
Чиновники обещают скоро устранить проблемы с разночтениями законов и определить, какое ведомство что должно с этим сделать.
"В первом чтении изменения в закон о растительном мире уже были приняты. Очень надеемся, что наши новые нормативы помогут с озеленением и охраны окрепшей среды. Минстройархитектуры приведёт нормы в соответствие, а минЖКХ утвердит правила содержания зеленых насаждений", — заверила представитель Минприроды Наталья Минченко.
Парк-пустыня в Витебске
Серьезным вопросом остается не только то, что озеленение городов не справляется с загрязнениями воздуха, но и то, что в городах целые микрорайоны годами остаются без единого дерева.
"Если с большего Гомель и Гродно — положительные примеры озеленения городов, то в Витебске есть такая ситуация: парк тысячелетия города уже годами остается без единого дерева — это просто пустыня", — пояснила Кравчук.
Коммунальщики объясняют отсутствие растений в некоторых районах тем, что они попросту не приживаются, однако ученые уверены — безвыходных ситуаций не бывает.
"Даже когда не приживаются растения — выход есть. Можно организовывать дополнительно не ямы для высадки. Неверно организовывается по время посадок ямы. А ученых для решения таких вопросов не всегда зовут", — заключила представительница Института природопользования.
"Это не омоложение — это освоение средств"
Обращают внимание ученые и на состояние деревьев в городах — особенно вдоль автомобильных дорог.
"Насаждения вдоль дорог выглядят очень плохо. Виной тому техногенной загрязнение как почвы, так и поверхности деревьев. Тут влияют противогололедные реагенты… Мы удаляем старое дерево, не обновляем почву, садим саженец и пытаемся вырастить новое дерево. Это глупая трата денег граждан. Нужно или отказаться от реагентов, или от посадки деревьев вдоль дорог", — сказала старший наручный сотрудник Института экспериментальной ботаники НАН Ирина Вознячук.
Деревьям в городе создают необычные и плохие условия для роста: маленькие лунки, освещение в ночное время, аномальное тепло от инженерных коммуникаций. Не соблюдают и нормы ухода за растениями.
"В Минске по сути не проводятся омоложения дворовых территорий. Газоны в еще худшем состоянии", — констатировала Вознячук.
Обрезка раздора
Представительница Института экспериментальной ботаники уверена: обрезка (топпинг) деревьев приведет к тому, что половина деревьев в будущем будет удалена.
"Никакого отношения к омоложению эта обрезка не имеет. Я бы хотела западать вопрос Зеленстрою — например, обрезали десятиметровые каштаны. Что хотели получить люди, которые их обрезали? Кажется, их цель — освоение средств, направленных на содержание растений. А лучшее их направить на омоложение посадок", — сказала Вознячук.
Привела ученая и пример: после обрезки тополя нужно снова корректировать его форму, иначе он станет аварийным. В большинстве случаев обрезанные тополя и становятся мертвыми — их удаляют. А по закону за удаление мертвого дерева новое сажать не надо. Вознячук предположила, что такие аварийные деревья создают специально для экономии.
"Все необрезанные тополя при исследовании были здоровы, а им по 80 лет. А у всех обрезанных нашли стволовую гниль. Да и вопрос технологии — те, кто делают обрезку, ничего не знают о том, как это правильно делать. В стране, по сути, любой человек может выиграть тендер и прийти с пилой к дереву. Это ужасно", — заключила научный сотрудник Института экспериментальной ботаники.
Скандал вокруг обрезки деревьев разгорелся этой весной в Минске — специалисты Зеленстроя лишили ветвей множество деревьев на бульваре Мулявина, что эко-активисты назвали "варварством". Также постоянно возникают конфликты и из-за возможной вырубки деревьев в Минске — например, в парке Котовка и на берегу Цнянского водохранилища.