Житель Вилейки 15 лет ухаживает за парализованным другом
История о том, как Игорь Бутер из Вилейки не бросил друга в беде.
Роковой прыжок
Знакомы Сергей и Игорь с юности. В одной компании ходили на дискотеки, ездили на пикники. Оба отучились в местном ПТУ и почти одновременно ушли в армию: Игорь служил в Осиповичах, а Сергей Поляк — в жарком Туркменистане, откуда присылал родным колоритные фото, на которых, например, чешет пузо огромному варану. Находясь за 4000 километров от дома, Сергей мечтал поскорее встретиться с друзьями и съездить на Красный бережок — любимую поляну на берегу Вилии, где не раз жарили шашлык, играли в волейбол и ныряли с обрыва. Вот только он не знал, что за полтора года река в этом месте обмелела.
Сергей до сих пор помнит, как тогда прыгнул в воду:
— Мгновенно отказали руки и ноги. Я сломал шейный отдел позвоночника с перекрытием спинного мозга.
Минские врачи, приехавшие по просьбе вилейских коллег, посчитали, что вызывать вертолет и перевозить пострадавшего в столичную клинику смысла нет: вряд ли протянет больше двух суток. Когда спустя месяцы стало понятно, что прощаться с жизнью парень не спешит, сделали операцию — вставили в шейный отдел имплантат.
Сегодня у Сергея работает только шея. Он может поворачивать голову, пить из трубочки и разговаривать. А вот руки и ноги неподвижны. Даже почесать нос для него — что-то из области фантастики.
Никакого специнтерната
За 23 года, которые прошли после травмы, Сергей смирился со своим положением и относится к нему философски:
— Для такого повреждения, как у меня, не придумали лечения. Возьмите актера Кристофера Рива, сыгравшего Супермена, которого парализовало после падения с лошади. В его распоряжении были лучшие врачи и не один миллион долларов, и никто не смог помочь. Чего уж мне хотеть.
Поначалу за Сергеем смотрели родные. Но, не выдержав свалившегося горя и огромных физических нагрузок, они ушли из жизни: сначала — мама, а следом за ней — отец и брат. Тогда Игорь, который и до этого помогал ухаживать за приятелем, оставил работу и переселился к нему, чтобы всегда быть рядом. О том, чтобы поселить друга в специнтернате, даже и мыслей не было.
Живут бок о бок уже 15 лет. За эти годы Игорь освоил все навыки по уходу за тяжелобольным: кормит из ложечки, меняет белье, обрабатывает пролежни.
— На первых порах, когда нужно было повернуть Серегу и поменять постель, звал кого-нибудь на помощь: боялся, что соскользнет с кровати. А сейчас все делаю сам: придвигаю его к стеночке, аккуратно поворачиваю и, придерживая рукой, делаю, что нужно. В этом деле я уже спец, — улыбается Игорь.
Удивительно, что их дворовая компания после случившегося не распалась, а сплотилась еще больше.
— У нас есть пожарные, строители, предприниматели. На день рождения к Сергею приезжают 15 — 20 человек, некоторые из Минска и Москвы.
Ремонт в квартире тоже делали общими усилиями: одни перетягивали потолок, другие — клеили обои, третьи — укладывали плитку в ванной. Несмотря на то, что в доме три комнаты, Игорь предпочитает спать на раскладном диване возле друга:
— А вдруг ему ночью пить захочется? Из другой комнаты могу и не услышать.
Дружите по-настоящему
Сергей и Игорь не шикуют: 3,5 миллиона — пенсия по инвалидности, 1,5 миллиона — по уходу. В последнее время бесплатно выдают бинты и препараты для перевязок, чему друзья искренне рады: можно отложить на ремонт или большую покупку. Пару лет назад приобрели огромный телевизор, который работает практически круглосуточно.
— Я всеяден, — рассказывает Сергей. — И новости люблю, и сериалы — «Физрук», «Бедные люди».
А по вечерам Игорь и Сергей раскладывают пасьянс «Паук» на компьютере. Порой и до ссоры доходит:
— Иногда, если не согласны с ходом, можем поругаться. Бывает, полдня не разговариваем. Но ведь у всех так: нужно, чтобы плохая энергия куда-то выходила.
Любят приятели и пофилософствовать — например, о дружбе. Сергей замечает, что теперь дружат не так, как раньше:
— Недавно приходил молоденький пограничник, чтобы поздравить меня с профессиональным праздником (я ведь тоже служил в погранвойсках). Накрыли стол, а он сидит и не угощается. Говорим ему: бери, не стесняйся. А он удивляется: как это я буду есть, если ничего не принес? Парень объяснил, что сейчас так не принято: каждый ест и пьет то, что сам купил в магазине. А у нас все было общим, всем делились, даже в мыслях не было что-то зажать. Не нравится мне, как молодежь живет. Многие помешаны на соцсетях — на этих лайках и оценках в «Одноклассниках». А чтобы помочь другу по-настоящему или просто чем-то его порадовать, такое встречается редко.
Сергей Поляк мечтает установить на планшет программу, которая могла бы распознавать голосовые команды и выполнять любые действия по просьбе хозяина — открывать нужные файлы, отправлять сообщения, перелистывать страницы. Если вы разбираетесь в этой теме и готовы помочь, звоните в редакцию по телефону (8−017) 287−16−84.